Игра что где когда на экологическую тему. Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Косотурова А.В.

Цели: способствовать экологическому воспитанию детей, воспитание бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование: карточки с номерами заданий, табло, призы, черный ящик.

Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы «Что? Где? Когда?» За игровым столом собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

Представление команды.

Ведущий. Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Послушайте правила игры.

1. Игра состоит из 12 раундов.

2. Капитан команды (или игрок) выбирают карточку с номером задания. Я зачитываю задание.

3. На обсуждение дается 1 минута.

4. Отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в ответе.

Задания.

1. Медведь. «Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут быстрее избавиться от кашля?» (Лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

2. Попугай Кеша. «За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.»

3. Пес Барбос. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь.

Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (Бобр)

4. Музыкальная пауза. («Неприятность эту мы переживем»)

5. Сова. «Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно.

6. Блиц-турнир (1 игрок).

1) У каких деревьев осенью листья красного цвета? (Клен, рябина, осина)

2) Сколько ног у паука? (8)

3) Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)

7. Лягушонок. «Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу.» (Чага, березовый кап, трутовик)

8. Черный ящик.

На Руси этот овощ появился более 200 лет назад и долго не мог прижиться. Его считали ядовитым и называли «чертовым яблоком». Но пришло время, когда люди разобрались во вкусе этого овоща, и он стал незаменимым блюдом на столе. Что в черном ящике? (Картофель)

9. Еж. «В народе этот гриб называют царем грибов, а иногда полковником. У него ножка на срезе не темнеет, даже если ее высушить. Может потому гриб и получил свое название.» (Белый гриб)

10. Слоненок. «Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. Назовите этот цветок.» (Лютик)

11. Крошка Енот. «Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?» (Шиповник, мята, крапива, смородина, земляника)

12. Игра со зрителями.

«Правда ль?»

1. Вьюга поле замела,

А черемуха бела.

Правда ль? (нет)

Это к нам зима идет.

Правда ль? (нет)

3. Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Правда ль? (нет)

4. Ночью в дождик как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Правда ль? (нет)

5. Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Правда ль? (нет)

6. Шерсть смотали мы в комок,

Выйдет шелковый платок.

Правда ль? (нет)

7. Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Правда ль? (да)

8. Закудахтал пес Барбос

И в гнездо яичко снес.

Правда ль? (нет)

9. Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник тигр и хищник волк.

Правда ль? (да)

Ведущий. Игра окончена со счетом … . Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились с заданиями. Молодцы!

Награждение.

Литература.

1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1998.

2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997.

3. Бахарева А.С. Внеклассная работа по природоведению. Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2000.

Оборудование : картонный круг, разделенный на секции, в центре круга - стрелка, по краям - конверты с вопросами; «черный ящик»; семена овса, пшеницы, гречки, фасоли, ржи, бобов; открытки с изображениями листьев, грибов, бабочек, растений; запись песен о природе; голоса птиц в записи; плакаты по охране природы.

I. Конкурс «Общие вопросы».

Звучит песня о природе, бережном отношении к ней.

Команды объявляют свои названия, девизы, защищают свои эмблемы. Занимают места за столами, разыгрывают право первого вопроса. Кружится волчок и указывает стрелкой на конверт, где лежит вопрос. Ведущий называет количество баллов за правильный ответ. Каждая команда отвечает на два вопроса. (1 минута на обдумывание.)

Вопросы в конвертах:

1. Что такое экология?

2. Что такое экологический взрыв?

3. Какие самые основные законы природы вы знаете?

4. Что такое кислотные дожди?

5. У кого глаза - бинокли?

6. Какие рыбы носят на носу оружие?

7. Назовите цветы, носящие женские имена?

8. Как называется модель Земли?

9. Что такое экологическая катастрофа?

10. Кого называют «охотниками», «рыболовами», «разбойниками».

11. Почему желтеют листья?

II. Конкурс «Плакаты о защите природы».

III. Конкурс «Черный ящик».

Под музыку выносят «Черный ящик». Капитаны по очереди достают пакеты с семенами, ведущий задает вопросы. Далее команды обдумывают вопросы и дают ответы.

IV. Конкурс песен о природе (домашнее задание). (Песни для разучивания с детьми см. в Приложении.)

V. Конкурс «Узнайте по рисункам - чьи следы?».

Ответ:

1) след медведя;

2) след лося;

3) след волка;

4) следы лисицы;

5) следы белки;

6) следы зайца русака;

7) следы зайца беляка.

VI. Конкурс капитанов.

Вопросы и задания:

1. Узнайте по иллюстрации растение?

2. Назовите лекарственные растения.

3. Кто летает, а не птица?

4. У кого зубы в желудке?

5. Назовите ядовитые грибы.

6. Почему грач прилетает первым?

7. Когда на березе растут леденцы?

VII. Сценка из жизни животных и людей (домашнее задание).

VIII. Конкурс болельщиков.

1. Где у кузнечика уши?

2. Кто собирает яблоки спиной?

3. У кого щеки вместо мешка?

4. Какие часы плавают по реке?

5. Чьи листья опадают зелеными?

6. Почему растение называется «Мать-и-мачеха»?

Подведение итогов.

Елена Никулина
Конспект интеллектуальной игры по экологии «Что? Где? Когда?» в подготовительной логопедической группе

МКДОУ «Золотухинский детский сад»

Конспект интеллектуальной игры

«ЧТО?ГДЕ?КОГДА

Логопед : Никулина Е. С.

Цель : Закрепить знания детей о природе, формировать к ней устойчивый интерес .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

Развивающие :

Расширять и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.

Развивать связную речь у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.

Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.

Развивать координацию речи с движениями.

Закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Оборудование :

Демонстрационный материал : оформление музыкального зала; столы для участников игры , игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза» ; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники» ; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры , для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для 2-х команд, демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета , поощрительные подарки для детей.

Ход игры:

Ведущий :

Добрый день, дорогие гости нашего детского сада.

Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда . Встречайте наших знатоков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда . Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями.)

Ведущий :

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда .

Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются) .

Правила игры . На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.

Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры :

1-ое : Выкрикивать заранее ответ нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не правильный, то на этот вопрос может ответить другая команда и получить этот балл.

2-ое : Вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот номер конверта мы и открываем.

Ведущий :

В игре участвуют две команды : «Знатоки» и «Умники» во главе с капитанами. Итак, я прошу команд поприветствовать друг друга

1-ый капитан :

Команда «Знатоки» .

- Наш девиз :

Члены команды «Знатоки» :

Мы знатоки, а это значит

Нас ждет успех и ждет удача!

Вперед к победе наш девиз!

А, кто слабее – берегись!

2-ой капитан : - Команда «Умники» .

- Наш девиз :

Члены команды «Умники» :

Мы умные и смелые,

А в деле мы умелые.

Победим мы в этот раз!

Нам соперник не указ!

Ведущий :

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

"Что" мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит "отчего" на зеленом листе,

"куда" полетело верхом на жуке,

"зачем" вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Ведущий :

Наша сегодняшняя игра посвящена экологии . Экология - это наука о законах жизни природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Итак, 1 – й раунд! (звучит музыка вращения волчка) .

Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Внимание! Вопрос!

Конкурс «Что не так?

Ведущий :

Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их! Вам нужно правильно назвать маму животного, ребенка и место их жительства.

Вопросы команде «Знатоки»

У волчицы лисята. Они живут в логове .

У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.

У лисицы медвежата. Они живут в норе.

Вопросы команде «Умники»

У ежихи бельчата. Они живут в норке.

У зайчихи ежата. Они живут под кустом.

У бельчихи волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

Ведущий : 2 раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка» , игрок вращает волчок.)

«Экология и сказки »

Ребята, мы с вами знаем много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты .

Ведущий : Вопросы для 1 команды :

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ : Сказка «Красная шапочка» , экологический момент – волк хищный зверь.

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха» , экологические моменты – сказка о насекомых.)

Вопросы для 2-й команды :

- Красна девица, грустна :

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка» , экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя» , экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

Ведущий :

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

3 раунд «Вопрос от наших постоянных зрителей»

(Знатокам задаются вопросы через компьютер родителями)

Вопрос для 1 – й команды

Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).

Вопрос для 2- й команды :

Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

4. раунд «Как вести себя в природе» . Ситуации для каждой команды

Ведущий :

А сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно , как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Дети оставляют банку с червями закрытой.

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Подводим итог в баллах)

5 - Физкультминутка (движения выполняются под музыку)

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

6 - раунд. «Блиц - турнир для капитанов»

Вопросы для капитана команды «Знатоки»

1 вопрос. - Бледная, очень ядовитая на пути у грибника? (поганка)

2 вопрос. - Ливень из ледышек? (град)

3 вопрос. - Ёлкины иголки? (хвоя)

4 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)

Вопросы для капитана команды «Умники»

1вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)

2 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)

3 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)

4 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)

(за каждый правильный ответ начисляется балл, называется общее количество баллов по итогам 5 конкурсов)

7 раунд – черный ящик

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

1-я команда

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик» . Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

2- я команда

Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)

8 раунд - Музыкальный марафон»

Я предлагаю командам прослушать аудиозаписи и определить и назвать что за природные звуки они слышали.

1 команда

Жужжание пчел;

Пение соловья;

2- я команда

Тема: Экологическая игра за круглым столом. «Что? Где? Когда?»

Цели: 1 .Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры;

    Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;

    Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Игровое поле: названия секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с муляжами, жребий, табличка «Жюри», лист итогов, песочные часы, гонг, маски петушков, эмблемы (команде, капитану, игрокам).

    Организационный момент.

Подготовить игровое поле: разложить названия секторов, конверты с заданиями и установить вращающиеся стрелку.

Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы и рассаживаются за круглым столом вокруг игрового поля.

    Сообщение темы и цели игры.

Ведущий

    Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед!

Мы проводим интеллектуальную игру для знатаков природы Что? Где? Когда? За круглым столом собрались участники игры - это ребята из 2-х классов нашей школы. Они должны проявить эрудицию. И смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

    Представление команд

Ведущий

    ая команда -«Всезнайки», капитан - Салихов Назих

    ая команда -«Юные натуралисты.»,капитан- Гарифуллин Инсаф

    я команда - Друзья природы», капитан Хамидуллин Разил

    Сообщение правил игры.

    Сообщение правил игры

Ведущий

Приветствую всех членов команды и желаю им победить.

Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

    Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

    В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей -животных.

    на обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время.когда игрокам разрешается общаться между собой.

    После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

    подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, уважаемые знатоки, будет компетентное жюри.(Представление членов жюри) Представляю членов жюри: учительница начальных классов Мингалимова Р.Ш., Камалова Г.И.

    Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

Итак, начнем игру!

    Игра по заданиям

(Гонг. Вращается стрелка)

Ведущий.

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор 1 «Зеленая аптека»

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь.)

    Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием «зеленая аптека». Каждая команда получает по 2 вопроса. На подготовку ответов дается 1 минута.

    команда

    Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист

подорожника.)

    Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (Календула, мать-и-мачеха, шалфей, душица, сосновые почки..)

    Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах, насекомых? (Лист подорожника)

    «Жгучая крапива родится, да в щах пригодится» Почему так говорят в народе? Объясните (Крапива богата витаминами А,С,К)

    Весной организм человека истощается. Ему не хватит витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (Чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

    Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (Лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

РАУНД 2

Сектор 2. « Лесные ягоды»

Ведущий Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о лесных друзьях Каждой команде по 3 загадки, на обсуждение этого задания дается 1 минута. Отгадайте загадки, напишите отгадку. Команда!

    Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел) 2.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

3.На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Команда 2

    Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

    За деревьями, кустами,

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    Что не сеяно родится? (трава)

Команда 3 1.Озорной мальчишка В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

    В воде родилась, а в ней мало бывает. (лягушка)

    Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает, (дерево)

РАУНД 3

Сектор 3 « Отгадай по описанию»

Ведущий забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется «Отгадай по описанию.» Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь? На подготовку ответа дается

Команда 1

1 .Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляют пеньки. Являются водными животными хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или

хатки. Выход из домика или норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (Бобр)

2.Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе.

Команда 2

    Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро «с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру- уснул, не закрыв глаза, (заяц) с

    Сегодня полянка золотисто - желтая от цветов, завтра бело­пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с

«головок» слетают легкие пушинки, (одуванчик)

Команда 3

    Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого «города»? (Муравьи)

    Верхняя сторона листьев этого растения -холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (мать -и -мачеха)

РАУНД 4

Сектор 4«Звуковая пауза»

Ведущий В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями."

    Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных, живущих вместе с Дуней на ферме в деревне. Ваша задача - услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы.

РАУНД 5

Сектор 5 «Экологические задачи»

Ведущий

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей -Лев. Он предлагает командам знатаков обсудить и решить экологические задачи. На решение одной задачи 2 минуты.

Команда1

    Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, -предложил Алик. - Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там уютнее,- возразили девочки.

Мальчишки пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Команда 2

* Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак.

Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он.- Брось её в воду.- и дело с концом.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки, Объясните.

Команда 3

    Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните

РАУНД 6

Сектор 6 Конкурс капитанов

Ведущий

«Петушки распетушились, но подраться не решились! В секторе 6 соревнуются в знаниях три капитана- три Петушка.

Капитанам, надевают маски - шапочки.

    Капитаны бьются в блицтурнире «Вопрос-ответ» Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды 1

    У каких деревьев осенью листья красного цветов? (Клен, рябина, осина)

    Какая птица не вьют гнезда инее высиживает птенцов? (Кукушка)

    какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)

    Сколько ног у паука? (Восемь) .

    Умываются ли звери? (да)

    Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут?(подосиновик, подберезовик)

    Какое ядовитое растение ты знаешь?(вороний глаз, вех, белена)

Вопросы для капитана команды 2

    Какие ягоды есть полезно? (земляника, смородина)

    Назови любое хищное животное. (Волк)

    Кто на себе свой дом носит?

    У какого растения семена напоминают парашюты? (парашюты)

    Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка)

    У каких деревьев вместо листьев иголки?(ель,сосна, кедр, пихта, лиственница)

    Почему яркую божью коровку птицы Не клюют?(едкая житкость) Вопросы для капитана команды 3

    Назови всеядное животное.(Медведь)

    Какой цветок с весной появляется из-под снега? (подснежник)

    Назови любое лекарственное растение.

    Какие ягоды мы собираем в лесу?(земляника, черника)

    Назови любое насекомое.

    Назови животные леса, у которого рога.(Лось, олень, лань)

    Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)

РАУНД 7

Сектор 7 «Край родной»

Ведущий

Свои вопросы о родном крае для знатаков прислала в письме рыжая Лисица. Каждая команда получает по 2 вопроса. На обдумывание - 1 минута.

Команда 1

    Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу, (гриб чага, березовый кап, гриб трутовик)

    Кого называют хозяином тайги? (Медведь)

Команда 2

1 .Это животное обитает в наших лесах, а в народе его называют «мягкое золото». Кто это? (Росомаха)

    Каким грибом лечится лось? (мухомором)

Команда 3

    Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (Лиственницы и кедра)

    Каких змей можно встретить в наших краях? (Уж,гадюка)

РАУНД 8

Сектор 8 «черный ящик»

Ведущий. Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем. Это запасливая белочка для вас приготовила задания. Сейчас из каждой команды выходит сюда по 1-ому игрока. С закрытыми глазами вы должны узнать овощи и фрукты, назвать их. Итак выходим по очереди.

РАУНД 9

Сектор 9 «Загадочные кроссворды»

Ведущий

Умный слоненок приготовил для вас кроссворды. Рассмотрите их. Ключевое слово «Природа» поможет вам разгадать кроссворд. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам.

    Нарушает тишину гомон, щебетание.

Это встретили весну гости наши ранние. (Птицы)

    У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

    Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет, (лиса)

    В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца, (крот)

    Днем спит, ночью летает И прохожих пугает, (сова)

    Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит, (дятел)

    И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст- и спит, Кочерыжку съест- и сыт. (заяц)

Команда 2

    Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он забияка,

Поутру- часы, (петух)

    Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом- Тут как тут! (снегирь)

    У кого глаза на рогах, а дом на спине, (улитка)

    Непоседа пестрая, ^

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

    Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк)

    Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

    Сядет, хвостик распушит, ^ *.

Быстро шишку шелушит. Спрыгнет вниз, сорвет грибок- Заготавливает впрок. (белка)

Команда 3

1. Уродилась я на славу,

Г олова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня в них ищи. (капуста)

    Весной веселит.

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

    Сидит-зеленеет,

Падает-желтеет,

Лежит» чернеет. (Лист)

    Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.(подорожник)

    Эх, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

    Он желтым цветом распускается,

А отцветет- сдувается, (Одуванчик)

    Стоят в поле сестрички-

Желтые глазки, белые реснички, (ромашки)

РАУНД 10

Сектор 10 «Занимательные задачи»

Ведущий Веселая компания прислала вам на обсуждение, уважаемые знатоки, занимательные задачи.

Команда 1

1 .Что помогает змее охотиться даже ночью?

Ответ:

У змей имеются особые приспособления - ямки за глазами, улавливающие тепло тела деяких животных и помогающие им охотиться даже ночью.

Команда 2

    Почему пауки считаются хищниками?

Ответ:

Они плетут паутину и ждут, когда в неё залетит жертва-м\"ха, комар,- а

затем съедают её.

Команда 3

1. Для чего люди ловят змей? И что за странная профессия?

Ответ:

Есть такая необычная, «странная» профессия- змеелов. Змееловы ловят ядовитых змей, из яда которых фармацевты изготавливают лекарства. Работа змеелова очень опасна, но лекарства, получаемые из яда, нужны

Ведущий Н аша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда?

Слово представляется жюри. Награждаются победители.

Цели : актуализация эколого-биологических знаний; развитие интереса к предметам; развитие коммуникативных умений учащихся, толерантности, информационно-познавательной компетентности учащихся.

Форма : игра.

Подготовительный этап.

За месяц до проведения игры старшеклассникам предлагают изучить специальную литературу. За неделю до игры о ней объявляют все доступные средства информации.

Специальные атрибуты, необходимые для игры, готовятся заранее (стол, юла, чёрный ящик, конверты с вопросами, установка мультимедиа).

Ход игры

Учитель. Ребята, я приветствую вас вновь в этом зале на игре «Что? Где? Когда?». Знания людьми ценились во все времена, особенно те знания, с помощью которых человек мог объяснить различные не понятные ему явления в природе, странное поведение животных, некоторые законы природы. Школьные предметы «экология» и «биология» во многом нам помогают разобраться. Поэтому для играющих не страшны даже самые каверзные вопросы. Итак, в добрый путь.

Вопросы для игры

Вопрос от индейцев племени журикаба.

«В некоем тексте описывается способ охоты на известное животное: сначала охотники перегораживают выход из заводи, сооружая нечто вроде частокола, оставляя в нём одно-два отверстия. Затем в воду отгороженного водоёма выливают ядовитый сок дерева соломон или лианы чимбо. Животное, чувствуя яд, пытается выбраться. В тот момент, когда он протискивается через проход в частоколе, индейцы дубинкой наносят удар по слабому месту за головой, ломая шейный позвонок. На какое животное охотятся таким оригинальным способом?»

Ответ: на каймана.

Вопрос от биофизика.

Зачем деревьям древесина, а наземным животным скелет, состоящий из минеральных веществ, костной ткани и других ещё более прочных, чем древесина, материалов.

Ответ: для противостояния силе тяжести на суше.

Вопрос от ботаника.

Представьте такую картину: рядом со стволом упавшего дерева разворачивает первые листья кокосовая пальма. Её шансы на выживание, как и у всех других живых существ, зависят от двух факторов - генов и... Назовите одним словом то, что человек называет благоприятным стечением обстоятельств.

Ответ: удача.

Вопрос от белоруса.

Какое событие послужило точкой отсчёта новой глобальной проблемы человечества?

Ответ: авария на чернобыльской АЭС 26.04.1986 г.

Вопрос от философа.

Закончите выражение: «Человечество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить на это...»

Ответ: времени.

Вопрос от Жюля Верна.

Исследователь Африки лейтенант Камерон утверждал, чтобы сравниться с этими насекомыми людям нужно было бы построить, по меньшей мере, гору Эверест. Назовите этих насекомых.

Ответ: термиты.

Вопрос от дворника.

Какой процесс в жизни растений можно охарактеризовать так: «смерть ради жизни»?

Ответ: листопад.

Вопрос от дендролога.

Какому дереву поклонялись друиды?

Ответ: дубам (в переводе «друиды» - люди дубов).

Вопрос от миколога.

Один - ни растение, ни животное попало «в объятия» второго растения, и вместе они образуют взаимовыгодный брак. Одним словом назовите, что это такое?

Ответ: лишайник (гриб + водоросль).

Вопрос от Геродота.

В чёрном ящике лежит плод дерева, в названии которого кроется обман - его родина не страна, где всё есть. Издавна о плоде этого дерева ходило много легенд. Одна из них гласит, что жрецы Вавилона запрещали есть его простым людям, они считали, что от этого человек может поумнеть и создаст угрозу их власти. Почему они так думали?

Ответ: грецкий орех напоминает по форме головной мозг человека.

Вопрос от Карла Линнея.

Этим словом в Древней Греции могли называть и артишок, и репейник. Шведский учёный К. Линней впервые использовал это слово, несколько изменив его на латинский лад, чтобы назвать группу растений, попавших в Европу из Америки. Как называются эти растения, населяющие наши подоконники? Ответ: кактусы.

Вопрос от музыканта.

Прослушайте отрывок из стихотворения К. Ваншенкина

Этим натерты в свой срок,

В разных залах, но в целях единых - И пленительной скрипки смычок,

И подошвы боксёрских ботинок.

На основе полученной информации продолжите ряд: смола, скипидар, камфора....

Публикации по теме