Мозгобойня. Бизнес на проведении интеллектуальных игр

Интеллектуально-развлекательные шоу, проводимые в форме викторины в кафе или баре, а посему именуемые паб-квизы, впервые появились в Великобритании несколько десятилетий назад и со временем обрели огромную популярность по всему миру. До Могилева такой вид отдыха добрался 15 марта 2015 года, когда была организована первая игра под брендом «МозгоБойня». Тогда в игре приняла участие 21 команда с общим количеством около 130 человек. Сейчас в нее играет около 40 команд и более 200 игроков. Чтобы более подробно познакомить наших читателей с данной игрой - мы проникли на «МозгоБойню» и разузнали все её секреты.

С чего начать и как зарегистрировать команду для участия в игре

Прежде всего, следует собрать разведданные, посетив группу «МозгоБойня в Могилеве ». В ней не только можно посмотреть какую-то общую информацию, правила и фотографии с прошлых игр, но и узнать, когда и в какое время будет следующая игра. Обычно новые игры анонсируются за несколько дней до регистрации, а сама регистрация объявляется за пару дней до игры.

В назначенный день, как правило, ровно в полдень появляется пост от организаторов, который возвещает о старте регистрации.

Первые минуты напоминают настоящие ковбойские дуэли. Самые быстрые, ловкие, а главное – ответственные представители команд оставляют заявки на участие в игре. Так в течение нескольких минут на стене уже появляется основная часть команд, остальные подтягиваются чуть позже. По логике вещей такая оперативность оправдана, ведь количество мест в ресторане ограничено, но неужели, действительно, можно пролететь с игрой, если не успеешь зарегистрироваться раньше остальных? Этот вопрос наш специальный агент Джеймс Мозгобонд задал организатору игры в Могилеве – Алексею Трунову . Добытые сведения гласили:

Да, конечно. Если количество команд по регистрации превышает количество столов в заведении, то команды, которые были последними попадают в резерв. Хотя обычно стараемся разместить всех желающих.

Поэтому время регистрации лучше не пропускать. В заявке на участие следует указать название команды и количество игроков.

Что же касается названий команд, то становится понятно куда ушел весь могилевский креатив.

Впрочем, понять логику названий некоторых команд можно из опроса, который недавно проводился в группе игры. Практически все истории оригинальны, а некоторые пропитаны духом мистических совпадений.

Придумав название команды и зарегистрировав её для участия, остается дождаться самой игры.

Что наша жизнь? Игра!

Фраза из арии Германа оперы «Пиковая дама» у многих из нас ассоциируется с интеллектуальной телеигрой «Что? Где? Когда?» Для МозгоБойни же скорее бы подошла не менее известная крылатая фраза: «Хлеба и зрелищ!» Причем в зрелищах можно активно поучаствовать самим, а хлеб и прочие закуски с напитками можно заказать на месте проведения игры - в ресторане Габрово. Несмотря на большое количество участников (около 200 человек) наши заказы были обработаны довольно оперативно или нам просто повезло. Однако очевидно, что люди приходят на МозгоБойню не столько покушать, сколько поиграть - поэтому рассмотрим саму игру. Прежде всего, приведем правила игры, которые представлены организаторами в группе с некоторыми нашими комментариями.

В игре семь туров по семь вопросов. Вопросы 1-6 туров демонстрируются на экране примерно минуту, зачитываются ведущим. Затем быстро читаются еще раз все вопросы подряд. Запускается обратный отсчет 100 секунд, по истечении которых листочек с ответами сдается.

Туры 1, 2, 4 и 6 - текстовые (угадать терм ин, событие, явление, процесс, перевести нечто с других языков, продолжить цитату, дополнить факт, догадаться, о чем речь по нескольким фактам и т.п.).

Здесь следует добавить, что первый тур – это разминка из довольно простых вопросов, хотя встречаются и такие, над которыми нужно хорошенько поломать голову.

Второй тур – новостной. В нем представлены вопросы, касающиеся недавних интересных событий, открытий, нелепостей.

Четвертый и шестой туры содержат вопросы из различных областей. Часть из них можно отгадать за счет эрудиции, если какие-то факты уже знакомы, другую взять за счет логики, оставшиеся можно попытаться просто угадать.

Тур 3 - музыкальный (по звучащему фрагменту нужно угадать исполнителя, композитора, а иногда и автора слов или событие, которому была посвящена композиция).

Весьма сложный тур, поскольку композиции представлены самых разных жанров и эпох. Поп и рок хиты 90-х и современности, ретро композиции середины XX века, классические произведения, песни из кинофильмов и многое другое. Часто встречаются белорусские рок и фолк исполнители.

Тур 5 - картинки (нужно догадаться, что или кто изображен, откуда кадр, что рекламируется и т.п.).

Здесь нам в основном пригодится эрудиция и наблюдательность. Например, требуется угадать фильм по представленному кадру, название и автора по фрагменту картины, наименование бренда из рекламы и так далее. Однако в некоторых вопросах логика в этом туре также может помочь.

Попробуйте отгадать, кто изображен на данной фотографии? (1 минута)

Характерная родинка на щеке помогает определить, что это никто иной, как Роберт Де Ниро.

Тур 7 - блиц. 7 простых и коротких вопросов различных видов и жанров появляются на экране всего на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На обдумывание и запись на листочек дается еще 50 секунд. Команда сама решает, какой стоимости будет каждый ответ тура: отметка напротив ответа означает его оценивание по системе +2/-2 (правильный/неправильный), а отсутствие оной означает традиционное оценивание (1/0). Таким образом, максимум в Блице +14 очков, минимум -14.

Коварнейший из всех туров. Даже если Вы на протяжении всей игры уверенно лидировали с хорошим отрывом – седьмой тур может всё кардинальным образом изменить. Но его коварство проявляется не только в этом. Вопросы данного тура, как правило, на эрудицию, но весьма каверзные и имеют множество подвохов. Заметить эти подвохи после двухчасового мозгового штурма, да еще и за 15 секунд порой бывает очень сложно. С другой стороны именно это и вносит в игру некоторый элемент интриги.

Пример вопроса 7 тура: флаг какой страны представлен ниже? (15 секунд)

Вот и мы думали, что Ирландии. И даже галочку поставили. Но никакая это не Ирландия, а самый настоящий Кот-д’Ивуар! Но если отгадали – молодцы!

Если же говорить об общем качестве вопросов – то на наш субъективный взгляд подобному формату игр они вполне соответствуют. Бывают слишком легкие вопросы, и забыв о том, что «всё и наша жизнь в простом» - начинаешь искать какие-то более изощренные, оригинальные, но в корне не верные ответы. Есть и весьма сложные, которые нужно просто знать, но в основном на игре представлены вопросы, которые можно додумать логически. Однако встречаются и настоящие шедевры, красоту которых оцениваешь, даже если дал неверный ответ.

Определение мест

В зале места для команд определяют организаторы исходя из количества участников в той или иной команде, чтобы всем было комфортно играть. На входе в зал Вас обязательно сориентируют, где находится столик Вашей команды. В турнирной же таблице места определяются исходя из набранных баллов. Если же они совпадают – то более высокая позиция отдается той команде, которая в предыдущем раунде дала большее число правильных ответов. Если же и в нем очки совпали – смотрится тур, который был до этого и так далее.

Спорные вопросы

Если команда считает, что она дала правильный ответ, а он не был справедливо засчитан – можно в письменной форме обратиться к организаторам после 3 и 6 туров с просьбой рассмотреть претензию. Хотя следует отметить, то в отличие от прочих интеллектуальных игр в МозгоБойне весьма лояльно относятся к формулировкам ответов и они могут быть засчитаны, даже если указаны не совсем корректно, но соответствуют логике вопроса. Следует также отметить, что были случаи, когда команда обращалась к организаторам с просьбой не засчитывать ответ. Такие поступки в духе «Fair Play» делают честь команде и повышают качество игры.

Призы и подарки

В отличие от банальных призов какого-нибудь «Суперлото» в виде трехкомнатной квартиры или никому не нужного внедорожника, МозгоБойня предлагает нечто более ценное:

Эмоции и есть главный приз и его получают абсолютно все. К этому стремимся и мы, и сами игроки. Команда, которая ответит на большее количество вопросов, чем другие получает еще и большое шампанское в качестве кубка) Иногда есть поощрительные призы, подарки для всех, сувениры.

Действительно, на прошедшей игре дополнительные подарки в виде вкусных (наверняка) тортиков достались командам, которые заняли три первых места в опросе по историям возникновения названий. Всех же остальных участников ждал сюрприз в виде живого исполнения группы Point 6 Band в перерывах между турами. А на предыдущей игре мы писали сами себе пожелания на открытках, которые организаторы обещали выслать в качестве сюрприза через неопределенное время.

Профессор – лопух, но аппаратура при нём

Поскольку игра имеет соревновательную составляющую – вопрос честности является одним из актуальных. Ни для кого не секрет, что при желании многие вопросы можно прогуглить, а композиции определить с помощью приложения Shazam. Поэтому мы решили снова воспользоваться услугами Мозгобонда, задав организаторам следующий вопрос: «осуществляется ли какой-нибудь контроль за соблюдением честной игры и какая суровая кара ожидает коварных читеров?”


В первую очередь мы собираемся, чтобы хорошо провести время. Это не соревнование, не чемпионат, а популярная игра, которая нравится людям, и они приходят к нам за эмоциями. Не важно, на каком месте в итоге ты окажешься, цель – встретиться с друзьями и провести время в приятном общении. Гуглить и шазамить – это испортить самому себе вечер, за который ты заплатил деньги, отказаться от драйва. Теряется всякий смысл и интрига. Таких людей даже не очень любят в собственных командах, они подставляют всех сразу.

Поэтому лезть к каждому в телефон мы не станем, есть разные ситуации, в которых нужно ответить на смс или на звонок. Но постоянно кто-то находится в зале и следит чтобы люди откровенно не использовали гаджеты. Это видно, когда кто-то прячется или горит синий экран Шазама. Такие случаи есть почти на каждой игре, тогда мы предлагаем играть честно, а если попадаются второй раз, то забираем бланк с ответами или снимаем несколько баллов.

Лига Чемпионов

Ходят легенды, что существует некая таинственная Лига Чемпионов МозгоБойни, в которой играют победители предшествующих игр. К сожалению, осветить собственный опыт пребывания на таком турнире мы пока не можем в силу ряда некоторых нелепых формальностей;) Поэтому приводим данные, которые удалось выяснить из достоверных источников.


Мы делим год на два сезона. По их итогам проводится финальная игра, в которой принимают участие команды, занимавшие первое место хотя бы один раз.

Есть и дополнительные показатели. Бывает так, что команда много раз занимала второе место, и многие участники ЛЧ сами просят дать шанс этим ребятам. Чем больше участников в финале, тем интереснее всем бороться за победу и тем она слаще. ЛЧ это финальная игра сезона, его закрытие, поэтому мы всегда готовим что-то особенное для этой игры, а победитель получает настоящий кубок!

Вне игры

Всем привет! На носу Новый год, и сегодня я пишу необычный отзыв: он не о елочных игрушках и не о продуктах к вашему столу. Он о набирающей популярность в городах России командной интеллектуально-развлекательной игре "МозгоБойня"!

МозгоБойня - паб квиз (от англ. pub quiz - викторина в баре) - это проект, основанный в Белоруссии в 2005 году и постепенно перебравшийся по франшизе в регионы России и в другие стрны - Украину, Польшу, США, Канаду, Германию, Финляндию и др.

Кто-то сравнивает игру с "Что? Где? Когда?" для простых людей. Но:

По мнению Павла Свердлова, обладателя Хрустальной совы украинской версии «Что? Где? Когда?», «МозгоБойня» является игрой низкого уровня из-за отсутствия в ней требований к качеству вопросов

Формат игры

Это командное соревнование, регистрироваться на которое нужно онлайн в определенный день. Как правило, ажиотаж большой, не все команды попадают в тур, даже не смотря на то, что допускают 16-17 команд (по 8 человек) за раз! В первый раз наша команда регистрацию "проспала", и меня позвали в другой состав. Город маленький, большинство участников знакомы более-менее близко или заочно, поэтому попасть можно было, в общем-то, легко туда, где было свободное местечко.


Во второй раз ажиотаж не спал, снова участвовало 17 команд, но на регистрацию мы успели своим составом!


Игра проводилась в караоке-клубе с большим количеством столов и экранов. Уверена, что помещение обязательно должно соответствовать требованиям по франшизе, т.к. у этой игры есть много четких правил, и проводить ее где-нибудь на свой выбор просто не получится. Например, игры проводятся в будни, все после работы, поэтому активно заказывают еду и напитки. Значит, и без кухни никак.


Стоимость участия

Премьерная в городе игра была бесплатной, а вот дальше уже придется заплатить за участие 300 рублей. Деньги не большие, за 2-то часа развлечения. Оплату просят внести в один из перерывов между турами игры. На мой взгляд, продуманный ход. Ты не платишь на входе (как будто заходишь бесплатно) и не ищешь, кому тут заплатить, в конце игры.

Ход игры

Всего в игре 7 коротких 15-минутных раундов, в каждом из них по 7 вопросов разной степени серьезности. Озвучивает вопросы со сцены ведущий вечера. Как правило, это приглашенный местный шоумен.

Туры 1, 4, 6 - это текстовые вопросы, в которых нужно по описанию угадать все, что угодно, - историческое событие, личность, процесс, явление. Иногда придется переводить на другой язык. В общем, вопросы не из простых. Дается 40 секунд на обдумыване каждого ответа, дальше вопрос сменяется. Но после вам повторят все вопросы и дадут 100 секунд на заполнение карточки. После этого карту нужно быстро сдать помощникам, которые присутствуют в зале.


Тур 2 посвящен актуальным событиям и новостям, случившимся буквально на днях. Наверное, мой любимый тур, т.к. я очень люблю прочитывать ленты новостей, а также регулярно изучаю всякие звездные дайджесты и в курсе, какого цвета волосы сегодня у Ким Кардашьян или кто взялся снимать сериал по "Властелину колец". Да-да, могут быть и такие вопросы.


К примеру, когда на экране показали фото Луны с плоской тенью на ней с просьбой прокомментировать, о какой новости идет речь, я сразу вспомнила про отшумевшую недавно теорию плоской Земли - и угадала!

Тур 3 целиком музыкальный. Вас попросят назвать исполнителя отрывка песни, музыкальную группу, оперу или балет. Попасться может кто-то, хорошо знакомый (Кристина Агилера) или не вполне (Элла Фитцджеральд).


Тур 5 - это картинки. Непонятные предметы, которые нужно назвать, кадры из фильмов и мультиков, известные личности в детстве, чьи-то перевернутые глаза.


Тур 7 - блиц. Быстрые вопросы без повторения и 50 секунд на обдумывание.

За каждый правильный ответ начисляется одно очко, и в середине игры подводится промежуточный итог, чтобы подогреть ажиотаж среди команд. Если вы отстаете, то последний тур - это ваш шанс, т.к. вопросы там легенькие, а если вы уверены в своем ответе, можете напротив него поставить галочку. Тогда за каждый правильный ответ вы получите 2 очка, а если ошибетесь, потеряете 2. То есть, такое вот казино со ставками на удвоение. Можно рискнуть и пролететь, а можно из середины выбиться в первую тройку и даже победить!


Кстати, по себе скажу, что во время игры желания жульничать и смотреть в телефон почти не возникает. Хочется проверить себя.


МозгоБойня вопросы

Механизм разработки вопросов - это, я так думаю, секрет фирмы. Но, тем не менее, в поисковиках можно забить запрос "МозгоБойня вопросы" и увидеть много примеров из уже звучавших. Кстати, среди них я обнаружила те же самые, что задавали и нам. Так что не каждая игра уникальна. Есть и у меня несколько примеров вопросов из разных туров МозгоБойни для вас.






Атмосфера игры

Наверное, это главное, ради чего и приходит публика в клуб. Победа здесь не главное, главное - настроение, дух азарта и соревновательности, а также развлекательный момент игры. Ведь конферансье вовсю старается, развлекая публику своими шутками и перфомансами. Как раз чтобы снизить важность победы и показать, что главное в Мозгобойне - это сам процесс игры, организаторы дарят победителям символические призы - шампанское. Кстати, шампанское можно получить и за выполнение заданий ведущего. например, за самые жаркие танцы во время музыкального тура или за лучшие новогодние костюмы. Все стараются как могут)))


Думаю, что интерес к Мозгобойне у горожан можно поддерживать долго, изобретая разные форматы (пикник, корпоратив, Валентинов день, костюмированный карнавал, день рождения и т.д.).

Два часа проходят очень насыщенно и весело. Как правило, игры сопровожает профессиональный фотограф, который обеспечит вам приличный командный фотосет. Будет что порассматривать на другой день после игры. Ну а гигантская бутылка шампанского для победителей у нас каждый раз становится общим достоянием друзей. Гуляют, как говорится, все!

Игра действительно затягивает, и люди, поначалу не сильно воодушевленные идеей о чем-то думать и что-то решать, уже после первого тура превращаются в самых горячо обсуждающих участников (это я о себе говорю . МозгоБойню к посещению однозначно рекомендую!

«Народ готов платить деньги за еду, развлечения и секс. Секс мы предложить не можем. Еда и так есть. Остаются развлечения. Позаботься о людях - и они сделают тебя богатым». Создатели самого популярного минского паб-квиза - «МозгоБойни» - рассказали KYKY, как зарабатывать на любителях поломать голову.

Идея паб-квизов родилась в Англии в конце 1970-х. Команды собираются в непринуждённой обстановке бара, попивают пиво и отвечают на несложные и забавные вопросы. Победитель получает приз - как правило, скорее символичный. Всё просто, и, как зачастую случается с простыми вещами, - гениально: игроки могут ощутить азарт борьбы и при этом не испортить себе настроение плохим результатом.

Мнение Павла Свердлова, обладателя Хрустальной совы украинского телеклуба «Что? Где? Когда?»

«Мозгобойня - шило. Хожу туда потому, что друзья зовут. Вопросы - шлак, бояны из интернета, а то и со спортивных игр. Вот была на последней игре картинка - лица людей закрыты, нужно было угадать, кто это. А это были Тимати и Кобзон. Как это взять? Знать все фотографии Тимати или всех друзей Кобзона? Очень, блин, полезное знание.
Ещё картинка - фото Берлина с самолёта, западный и восточный светятся разным светом. Ну это ж боян-боянище! При этом многие вопросы сформулированы так, что можно и три, и десять равновероятных ответов придумать… В ЧГК, к примеру, вопрос должен содержать информацию, которая однозначно приводит к правильному ответу, иначе это не вопрос. А в „Мозгобойне“ требований к качеству вопросов никаких, вот и качество никакое… Думаю, что за те деньги, которые собирают авторы „Мозгобойни“, можно было бы гораздо профессиональнее подойти к пакету и придумывать что-нибудь правда остроумное. Но зачем, если пипл и так хавает?
От меня огромный респект авторам проекта „Мелотрек“ - вот кто действительно вкладывает много времени и сил в подготовку и на 100% отрабатывает те деньги, которые участники платят за игру!»

Паб-квизы очень популярны в Америке и Европе - в одной только Великобритании еженедельно проходит более 20 тысяч игр. В Беларусь интеллектуальная забава пришла всего несколько лет назад, но публике полюбилась очень быстро: барные викторины проходят в Минске едва ли не каждую неделю, их форматы становятся разнообразнее, на игры собираются десятки команд. Первопроходцем жанра в РБ стала «МозгоБойня». За три года игра Саши Ханина и Кати Максимовой собрала целую армию игроков, причём не только в Минске - «МозгоБойня» регулярно проходит в разных городах Беларуси, а с недавних пор распространилась и за границы страны. Где много игроков - там много денег. Организаторы белорусского паб-квиза рассказали KYKY, как забава для друзей стала прибыльным бизнесом.

Откуда к нам приехали паб-квизы?


Саша Ханин и Катя Максимова

Саша: Мы достаточно много времени живём в Литве, и там мы сами поиграли в несколько похожих проектов. Среди литовских паб-квизов есть достаточно высокая конкуренция: когда «МозгоБойня» три года назад запускалась в Минске, в Вильнюсе было уже 10–15 разных маленьких проектов. Одну из игр делал наш друг, он и предложил нам безумную для нас на тот момент идею - провести игру в Минске.

Катя: Сразу мы посмеялись, но через несколько месяцев решились. Перевели пару пакетов вопросов с литовского языка на русский - и начали играть.

Ваш паб-квиз был первым в Минске?

Саша: Если честно, я не изучал историю паб-квизов в Беларуси - но, кажется, до нас ничего подобного не было.

Катя: Возможно, были свои закрытые тусовки. В Минске широко развито движение спортивного «Что? Где? Когда?», здесь играет много команд. ЧГКшники наверняка собирались в более неформальной атмосфере и играли во что-то подобное. Но такого формата мы не встречали.

Кто приходил на ваши первые игры?


Катя: На первую игру мы собрали 60 человек - сплошь друзья и родственники. Это была одна из причин запуска игры: большую часть времени мы проводили в Вильнюсе, с минскими друзьями виделись куда реже, чем хотелось бы - игра позволила это изменить. Дальше сработало сарафанное радио. Начиналось с 10 команд, а теперь с нами играет почти две с половиной сотни, и с каждой следующей игрой их всё прибавляется.

В какой момент пришёл первый заработок?

Саша: В первый год никакого дохода вообще не было, всё выходило в ноль. С нами ведь играли наши друзья - и мы делали им подарки, мандарины на новый год покупали. Мы просто пытались сделать дружескую атмосферу: чтобы людям было интересно, чтобы можно было посмеяться. Всё разрасталось постепенно: 60 человек, 70, 80… Если бы кто-то сказал 3 года назад, что я 6 раз в месяц буду вести мероприятия на 400 человек, я бы покрутил пальцем у виска, наверное. Я не то чтобы очень стеснительный человек без опыта публичных выступлений - но 400 человек!

Катя: Мы никогда не считали деньги, у нас изначально была другая мотивация. Когда заканчиваешь универ, начинаешь работать - понимаешь, что память тормозит, мозг начинает тупеть. Что делать? Читать книжки. А чтобы читать больше - надо, чтобы тебя что-то толкало, мотивировало.

Саша: Сначала мы хотели решать задачки Сканави, но не нашли учебника.

Катя: Так что решили сделать что-то, от чего у людей мозг бы шевелился, шестерёнки работали. То есть изначально мы всё делали для себя - и до недавнего времени даже не замечали, насколько расширились.


Саша: За что народ готов платить деньги - так это за еду, развлечения и секс. Секс мы предложить не можем - разве что в вопросах он постоянно проскакивает. Еда у нас есть. Остаются развлечения. Позаботься о людях - и они сделают тебя богатым. Сейчас все желающие поиграть в «МозгоБойню» не вмещаются в один бар, и игры проходят несколько дней подряд, на разных площадках.

Катя: Это прецедентное решение. Собралось много команд - что делать? Решили играть в два дня, а потом и в три. «МозгоБойню» развиваем не столько мы, сколько люди: собралось много игроков - мы ищем большое помещение, захотелось народу культурной составляющей - организовываем музыкальные паузы. Захотели люди проводить «МозгоБойню» в других городах - мы открыли франшизу.

Саша: Сначала была дилемма: задавать на второй день те же вопросы - или делать новую игру. Из-за природной лени склонились к первому варианту. Мы ведь изначально позиционировали игру как досуг, развлечение, а не спорт. Вроде бы команды могут сливать правильные ответы - но кому это надо? За что бороться - за бутылку шампанского? (приз за победу в игре - прим.ред.) У нас нет спонсоров, нет больших призов, нет никаких рейтингов. Люди приходят отдохнуть!

Какая часть прибыли уходит на организацию игр?

Катя: Мы платим всем, кто нам помогает: от звукорежиссёра до ребят, которые бегают по залу и собирают листочки с ответами. За спасибо никого не гоняем!


Руся и Дмитрий Шепелевич

Саша: У нас есть диджей, который ответственен за атмосферу игры - я считаю, он делает половину дела.

Катя: Есть человек, у которого мы берём проекторы в аренду - Павел Турончик, он же Plaha. Мы платим ему за доставку, монтаж и подключение проекторов. Там всё сложно, целые кучи проводов - надо, чтобы и проекторы работали, и телевизоры по залу, и звук синхронно с картинкой шёл…

Саша: Ещё есть человек, который помогает нам в социальных сетях, с бухгалтерией, делопроизводством, печатью билетов, выручку в банк относит - Дима Шепелевич.

Катя: И ребята, которые помогают нам на месте: собирают листочки с ответами, помогают проверять их и выставлять баллы.

Просят ли клубы за аренду конкретную сумму - или всё на взаимной выгоде?

Катя: По-разному. Некоторые клубы утверждают фиксированную ставку, кто-то просит процент от выручки: иногда 10, иногда и 30. В разных заведениях абсолютно разные условия.

Саша: В среднем на организацию уходит около 45% прибыли.


Выступление Šuma

Катя: Иногда у нас выступает группа - на открытии сезона, например, играла Šuma. Гонорар, аренда аппаратуры, работа звукорежиссёра - и в итоге игра получается в ноль, имиджевая. Зато, хочется верить, всем нравится.

Как «МозгоБойня» покоряет города

За три игровых дня на «МозгоБойню» приходит более 200 команд, в среднем в каждой играет по 6 человек. Участие в игре стоит 40.000 - подсчитать общую прибыль несложно. Каждый месяц проходит 2–3 игры. Это, однако, не весь заработок организаторов - «МозгоБойня» разошлась франшизой по всей Беларуси.

Как началось географическое распространение - захват «МозгоБойней» Беларуси?

Катя : Мы никого не захватывали! Объявлений в газетах не давали.

Саша: Но СМИ сыграли в этом не последнюю роль. Первый человек, который на нас вышел - витебский парень Ринат Каримов - прочитал статью в «КП». Я-то раньше только в самом страшном сне мог видеть, что про нас напишет «Комсомолка»! Видимо, стереотипы в голове работали.

Катя: Сейчас у нас две команды из «Комсомолки» играют: редакторы и журналисты. Что одни, что другие - потрясающие.

Саша: Так вот, когда к нам приехал человек из Витебска и сказал, что хочет делать игру в своём городе - для нас это был сигнал, что доход можно перевести в пассивный. Дальше всё покатилось как снежный ком. Объявили пару раз на игре - и посыпались предложения: «Я хочу провести там, я хочу там…» Но на деле доход пассивным в классическом смысле не является: чтобы делать «МозгоБойню» для других городов, уходит очень много энергии.

Региональные игры проходят на ваших вопросах?

Катя: Да. Преимущественно на вопросах, которые мы писали для «МозгоБоен» двухлетней давности.


Саша: Но нам приходится прорыхлять базу вопросов, и это очень здорово: не очень удачные или не очень смешные вопросы мы откидываем. У нас есть тур вопросов по свежим новостям - и новости во все регионы рассылаются свежие. Народ любит, когда о нём заботятся, когда видно, что игра сделана специально для них. Здорово, когда есть местные вопросы - и мы предлагаем местным организаторам включать в каждую игру хотя бы один вопрос об их городе.

В скольких городах проходит «МозгоБойня»?

Катя: Кроме Минска, ещё в 9. Из белорусских - Витебск, Гомель, Гродно, Брест, Барановичи, Бобруйск, плюс скоро стартует Могилёв. Ещё есть Брянск, а через две недели запускается Питер.

Саша: Для Беларуси у нас особые условия, и хотелось бы равномерно распределиться по стране, так что в планах Орша, Солигорск, Новополоцк, Пинск и Лида.

В Минске паб-квизов становится всё больше. Насколько серьёзна конкуренция?

Саша: За счёт того, что мы теперь играем несколько дней, у команд есть выбор. Даже если мы по дате совпадаем с другим паб-квизом, команды могут зарегистрироваться у нас на другой день.

Катя: 90% команд, которые играют в альтернативных проектах, играют и в «МозгоБойню». Открываешь список команд - все названия знакомые. К тому же у нас уже сложился узнаваемый «мозгобойный» формат вопросов.


Саша: У нас получается сделать вопросы такими, чтобы это было интересно, чтобы люди развлекались, чтобы они смеялись над собственными ответами - и правильными, и неправильными. Я участвовал во многих паб-квизах, не только в Литве и Беларуси - и мне кажется, вопросы у нас получаются лучше всех. Не знаю, насколько корректно это оценивать со своей стороны, но мне кажется, мы стали законодателем мод, на которого равняются. Альтернативные проекты часто сравнивают с «МозгоБойней», сами организаторы обычно или идут вразрез с нами, либо пытаются копировать формат «МозгоБойни». И у всех есть своя аудитория. Вообще, конкуренция держит нас в тонусе, подстёгивает - так что мы очень благодарны другим минским паб-квизам за то, что они есть.

Матёрые игроки «Что? Где? Когда?» нередко критикуют «МозгоБойню»: дескать, и формулировки у вас не такие чёткие, и зачёт куда мягче…

Катя: Жёсткость зачёта важна, когда важен результат, когда есть рейтинг, когда отстоять вопрос - дело чести. А мы играем в удовольствие, и если команда объясняет свою логику очень близко к верной, мы ей ответ засчитаем.

Мы хотим, чтобы у нас могли и 12-летние ребята играть, и бабушки с дедушками тоже. Зачем им вопросы из «Что? Где? Когда?»!

Саша: У «МозгоБойни» человеческое лицо. Идеальные формулировки, жёсткие правила зачёта вопросов - это не цель. Люди платят за развлечения, за хороший вечер, за то, что мы не даём им заснуть в перерыве.


Придёт ли момент, когда вы сможете выходить на «мозгобойную» пенсию, получая только пассивный доход от франшизы?

Саша: Очень надеемся, что никогда! Минск, наверное, останется нашим, пока мы не потеряем способность мыслить или говорить. Что касается остальных городов, то мы со временем будем предоставлять им большую самостоятельность, чтобы это было классической франшизой.

Катя: Процент мы берём совсем небольшой - 10% от выручки, плюс 30 евро за пакет вопросов. Чтобы получать серьёзную комиссию, нам нужно покрыть городов 200! Поэтому ни о какой пенсии речь не идёт. Мы даже не воспринимаем это как бизнес. Нам со стороны говорили пару раз, что мы бизнесмены, а мы смотрим на себя и думаем - что, правда, что ли?

Саша: У нас уже есть наметки на другие страны - Чехию, Германию, Швейцарию. В Россию вот уже пришли. Для других стран будут другие условия, более жёсткие: там и платёжеспособность у людей другая, и масштабы, плюс потребуются затраты на перевод и адаптацию игр.

Существуют ли паб-квизы, распространённые по всему миру?

Катя: Если честно, мы не изучали рынок. Возможно, что-то разрослось как «МозгоБойня» - в той же Америке, например. Но аналогов «Макдональдса» в паб-квизах нет.

Саша: Надеюсь, лет через пять мы сможем обсудить эту тему с другого ракурса!

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Семь месяцев назад в наш областной центр наконец-то пришла столичная игра. Еще и года не прошло, а у нее уже есть постоянная площадка (один из местных баров), собственные фишки, число подписчиков группы в соцсети приближается к 850, а зарегистрироваться для участия с каждым разом все сложнее из-за количества желающих. Так что приходится играть два дня (в Минске есть заведения, способные вместить 60 команд, а Гомелю в этом плане не повезло). Совсем недавно состоялась своеобразная Лига чемпионов - за звание лучшего боролись победители всех предыдущих игр. Круче всех оказлась команда “Да, возможно!”.

Правила «МозгоБойни» просты: семь раундов по семь вопросов, на которые нужно дать письменный ответ на специальном бланке в течение ограниченного времени. За верный ответ - один балл. При этом туры отличаются разнообразием: один музыкальный, один новостной, один по картинкам, три тура из довольно простых вопросов на смекалку, школьные знания и эрудицию, а также один блиц-тур.

Коварство и ценность последнего в том, что за разгадку можно получить 2 балла, но лишь если вы готовы рискнуть и поставить рядом со своим ответом галочку. А разбрасываться галочками почем зря не стоит, ведь в случае неверного ответа вы 2 балла теряете. За последний раунд можно набрать от -14 до 14 очков. Так что за 49 вопросов реально получить 56 баллов.

Лучший результат за семь месяцев у команды «Пластилиновый Хуги» - 53 балла. Едва не догнал их «Кот да Винчи», который 9 раз становился победителем. А всего в гомельской «МозгоБойне» приняло участие 95 команд.

Кактус и стеклянный глаз

Вопросы подобраны так, что показать себя может и гуманитарий, и технарь: продолжите стихотворение и назовите его автора, решите химическую формулу, определите страну по контуру. Не знаю, как остальные, а я теперь учу географию и каждую неделю просматриваю новостные сайты, в том числе и самые несерьезные, чтобы не ударить в грязь лицом на новостном туре.

Приятным сюрпризом для участников становятся вопросы на гомельскую тематику: например, какие города написаны на чемодане бронзового путешественника у железнодорожного вокзала? Музыкальный тур частенько сопровождается хоровым пением мозгобойцев.

Организаторы порой балуют игроков приятными мелочами: то магнитик на холодильник им дарят, то эко-ручки, то видеопоздравления в соцсети выкладывают, перед игрой на экран проецируют фотографии участников группы.

Снимки - это вообще отдельная тема. Практически после каждой игры появляется фотоотчет. К тому же проводятся конкурсы не только интеллектуального плана. Однажды выбирали самый классный командный талисман. А таковой есть практически у каждой команды: мягкие и твердые игрушки, комнатные растения, у «С нами что-то енот» - милые бумажные еноты. Дальше всех пошли ребята из «Дедушкиного стеклянного глаза», они водрузили на стол… стеклянный глаз! В общем, каждый чудит по-своему. Кто-то изобретает фееричные названия («За всю хурму», «Умные лоси», «Ничего себе овечки»), а вот команда «Лимонадный за Непал» каждый раз приходит в новом амплуа - то в костюме гопников, то в национальных одеждах государства Непал.




Самое главное, что команды приходят не за первым местом (а приз серьезный - победитель не оплачивает счет), а за общением с интересными людьми, драйвом и хорошим настроением.

Стопка телефонов как пример

Об особенностях гомельской «МозгоБойни» поведал организатор Алексей Трунов.

Удалось ли заинтересовать гомельчан этой игрой и почему?

Количество игроков говорит само за себя. Дело в том, что принять участие может любой. Провести здесь вечер можно с друзьями, родителями, учителями, тренерами... Немного азарта, юмора, борьбы, логики и знаний - все это создает хорошее настроение. «МозгоБойня» не отвлекает, а сплачивает коллег, семью, друзей…

В чем отличие гомельской «МозгоБойни» от минской и других?

В Гомеле одна из лучших площадок по атмосфере, очень отзывчивые люди. Одна команда как-то сложила все телефоны на столе, подтверждая тем самым честную игру (таким образом дала понять, что не будут обращаться к поисковым интернет-ресурсам - прим. автора), мы это сфотографировали, показали как пример, его подхватили другие города.

Можете вспомнить какие-то забавные случаи?

Мы как-то пригласили кавер-группу на юбилейную игру. Ребята постарались и качественным звуком всколыхнули стены паба. Но в соседнем помещении шел спектакль, и, как выяснилось, наш звук оказался громче. Мы приносим свои извинения театру.

P.S. Думаю, популярность «МозгоБойни» в том, что она абсолютно демократичная и добровольная, организаторы всё время на волне, грамотно используют соцсети, оперативно размещают информацию, устраивают розыгрыши и сюрпризы, поддерживают связь с каждым игроком, умудряются сохранить хорошую атмосферу и всех повеселить, а участники получают что-то новое - новые знания, новые знакомства, новые впечатления. Мне кажется, что этот опыт очень бы пригодился многим молодежным организациям.

Вопросы предоставлены организаторами «Мозгобойни»

1. Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать о реакции читателей на только что изданный роман и послал своему издателю телеграмму из одного символа. Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака. Воспроизведите оба.

2. Какой белорусский город по плотности населения превосходит Москву, Нью-Йорк, Сингапур и Лондон?

4. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси внесены четыре: Мирский замок, Дворец Радзивиллов в Несвиже, геодезическая дуга Струве. Назовите четвертый.

5. В какой части света больше всего государств?

6. Как называется наука, которая изучает кошек?

7. Что выделено цветом?


Ответы: 1.?! 2. Солигорск (11226 чел./кв. км). 3. Свитер. 4. Беловежская пуща. 5. В Африке. 6. Фелинология. 7. Страны с левосторонним движением.

Экология познания: 15 загадок с подвохом. Сначала попробуй решить сам, а в конце есть ответы.К реке подходят два человека. У берега лодка

15 загадок с подвохом. Сначала попробуй решить сам, а в конце есть ответы.

1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?

2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

3. Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:

Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:

О, милая что с тобой случилось???

И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:

Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?

4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?

5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он сказал его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?

6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте одтчпшсвдд

7. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?

8. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?

9. Есть два шнура, каждый из которых горит по часу, но горит неравномерно. Как с помощью этих двух шнуров и спичек отмерить 45 минут?

10. На гладкую доску положили 2 кирпича - один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?

11. Кошка – 3 Лошадь – 5 Петух – 8 Ослик – 2 Кукушка – 4 Лягушка – 3 Собака -?

12. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. "Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией", - сказал черноволосый. "И правда...", - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?

13. Вы стоите перед тремя выключателями. За непрозрачной стеной три лампочки в выключенном состоянии. Вам нужно произвести манипуляции с выключателями, зайти в комнату и определить, к какой лампочке относится какой выключатель.

14. Стоит стена из бетона высотой в 3 метра, длиной в 20 метров и весом в 3 тонны. Как ее повалить не имея никаких вспомогательных средств и инструментов?

15. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?

Не подсматривайте) Сначала подумайте сами.

Серьезно, думай сам.

1. Они были на разных берегах.

2. В шахматах.

3. Потому что Холмс не сказал ему адрес.

4. Лёд

5. Пусть меня убьет самая некрасивая.

6. 1,2,3,4...

7. В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.

8.1-е взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если равны, то фальшивка в третьей кучке. 2-е взвешивание: Из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если равны, то фальшивка - оставшаяся монета.

9. Надо поджечь первый шнур одновременно с обоих концов - это 30 минут. Одновременно с первым шнуром поджигаем второй шнур с одного конца, и когда первый шнур догорит за 30 минут, поджигаем второй шнур с другого конца - получаем оставшиеся 15 минут.

10. Кирпичи начнут скользить одновременно. Оба кирпича давят на доску с одинаковой силой, а значит, одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, естественно, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, будут одинаковы.

11. Кошка - мяу(3), Лошадь - и-го-го(5), Петух - ку-ка-ре-ку(8), Ослик - и-а(2),..., Собака - гав(3)

12. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий у нас медвежатник Белов. Карманнику Рыжова остался черный цвет.

13. Включить два выключателя. Через какое-то время один выключить. Зайти в комнату. Одна лампочка будет горящая от включенного выключателя, вторая горячая - от включенного и выключенного, третья - холодная, от нетронутого

14. Толщина такой стены будет не более двух сантиметров, что позволяет толкнуть ее рукой

15. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Публикации по теме