Городошный спорт: основные понятия, техника и тактика игры. Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт Техника игры в городки

Основным элементом игры являются броски биты в цель. Они могут производиться, главным образом, с места.

Сущность точного броска биты с места заключается в том, что после выпуска с руки она должна вращаться в полете параллельно поверхности земли и при приземлении соприкасаться с городом всей своей плоскостью параллельно лицевой линии. Такой удар получил название «лобового» (рис. 1) и является в игре основным.

Прежде чем произвести бросок биты, игрок обычно занимает следующее положение: став лицом к своему городу, выставляет левую ногу вперед (при броске с правой руки), а правую отставляет назад приблизительно на ширину плеч, причем носок левой ноги находится почти на одной линии с каблуком правой; центр тяжести тела - на обеих ногах. Из этого положения выполняется замах: рука с битой движется по дуге вниз-назад, центр тяжести тела переносится на правую ногу. Затем бита выносится вперед, центр тяжести тела переносится на левую ногу, правая нога одновременно выпрямляется, и бита выпускается из руки. Описанное исходное положение не является каким-либо каноном, в нем, конечно, будут иметь место индивидуальные отклонения.


Новички и женщины часто бросают биту не через сторону, а из-за головы, что представляет значительную ошибку, так как бита в этом случае не имеет ровного вращения и, приземляясь, соприкасается с бетоном одним из своих концов. Правильный бросок всегда производится через сторону совершенно выпрямленной или полусогнутой рукой. При первом способе рука остается выпрямленной как в момент замаха, так и при выносе биты (рис. 2), во втором - она полусогнута (рис. 3).


Броски с кона . Большинство бросков с кона производится лобовым ударом, для выполнения которого игрок должен уметь соразмерять расстояние до цели, силу броска и тяжесть биты. Если при броске биты им это не учтено, то получается: а) недолет, б) перелет, в) удар концом биты, г) полный уход биты в сторону или д) вертящаяся во время полета бита неправильно соприкасается с городом - не параллельно его лицевой линии, а наискось. При этом необходимо различать «недоразворот» биты (рис. 4) и «переразворот» ее (рис. 5). Для правильного разворота биты нужно плавно и всегда с одинаковой силой выпускать ее из руки. Если же бита все-таки ложится наискось, причину этого следует искать в другом: в неправильном выборе расстояния до цели или в неправильной оковке биты. Последняя имеет большое значение и должна производиться таким образом, чтобы центр тяжести биты лежал в 50-60 см от ее ручки.



Удары битой с кона выполняются игроками различными способами в зависимости от расположения городков выбиваемой фигуры, но цель всегда преследуется одна: выбить одним ударом наибольшее количество городков. Способы выбивания городков в фигурах можно разделить на несколько групп (рис. 6).


1-я группа - «пушка», «колодец», «аэроплан». Эти фигуры сравнительно легко выбиваются лобовым ударом. Незначительные недолеты бит (10-15 см) и перелеты не больше чем на толщину городка (4-б см) допускаются. Более далекие недолеты и перелеты, а также недоразвороты и переразвороты бит ведут к развалу фигуры, подкатыванию городков к штрафной линии или полному промаху. Уводы бит в стороны также приводят к развалу городков.

2-я группа - «стрела», «рак», «ракетка». Фигуры этой группы выбиваются плотным лобовым ударом. Допустимы незначительные недолеты и уводы бит в стороны. Но зато опасны даже небольшие перелеты, особенно с недоразворотом или переразворотом, что неизбежно ведет к развалу городков.

Самой сложной фигурой данной группы является «стрела», и для того, чтобы выбить ее, требуется большей точности и плотности лобовой удар, иначе один или два задних городка остаются в городе.

3-я группа - «звезда», «вилка», «серп». Эти усложненные фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при ее полном развороте. Допустимы незначительные недолеты биты, но при них она должна скользить по бетону. Небольшие недоразвороты и переразвороты также возможны. Однако выбивание фигур этой группы способом недоразворота и переразворота биты представляет большую тонкость и практически удается лишь игрокам высокого класса.

4-я группа - «артиллерия», «коленчатый вал». Эти фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при полном ее развороте. В то же время допускаются небольшие недолеты (10-15 см) и перелеты (3-5 см). При большом недолете с последующим взлетом биты от фигуры «артиллерия» остается два крайних лежачих городка, а «коленчатый вал» разваливается совсем. Недоразвороты и переразвороты бит также ведут к развалу фигур»

5-я группа - «пулеметное гнездо», «часовые», «тир». Это группа самых сложных фигур, каждая из которых одной битой выбивается с большим трудом. Однако по мере роста техники городошников выбивание этих фигур одной битой уже перестает быть редкостью. Выбивать эти фигуры нужно не лобовым ударом, а в центр, причем бита при полном развороте должна соприкасаться с городками своим центром. Лобовой удар в основание фигуры, недолет биты, увод ее в сторону, а также переразвороты и недоразвороты ведут к развалу фигур.

6-я группа - «закрытое письмо». Это самая трудная и решающая фигура. По правилам игры вся она, сначала центральный городок - «марка», а потом и другие городки, должна выбиваться только с кона.

Но «марка» кладется на расстоянии одного метра от лицевой линии города, и выбить ее с прицельной позиции, выработанной на городок, который в других фигурах лежит на лицевой линии, невозможно.

Поэтому для успешного удара с полным разворотом биты необходимо отходить назад или, наоборот, приближаться к передней линии кона. Если у игрока выработана стойка в глубине кона, то ему следует подойти на 1 м к передней линии кона. Если же в основной стойке игрок располагается у передней линии кона, то, выбивая «закрытое письмо», для сохранения полного разворота биты он должен на 1,5-2 м отойти вглубь кона.

После «марки» выбиваются городки, обычно попарно, которые лежат в углах города. Чтобы выбить городки, лежащие в правой стороне города, нужно отойти от места своей основной стойки на 20-30 см, а чтобы выбить городки, лежащие в левой стороне города, нужно наоборот, подойти к передней линии кона на 20- 30 см.

Броски с полукона . Необходимые условия при ударе с полукона - правильный разворот биты в лобовое попадание. Для достижения этого игроки делают следующее: ставят городки на лицевую линию города, производят броски с передней линии полукона и смотрят, как развертывается бита при лобовом ударе. Если разворот неправильный (см. рис. 4 и 5), игрок путем отхода и подхода с места стойки может найти такое место для броска, чтобы бита ложилась параллельно лицевой линии города. Это расстояние от места стойки до лицевой линии города является для игрока основным при всех прочих ударах, когда выбиваемый городок лежит не на лицевой линии города, а ближе - в пригороде.

Если же городок оказывается, в центре города или у задней его линии, сохранять выбранное расстояние уже не представляется возможным, так как по правилам игрок не имеет права переступать линию полукона и приближаться к откатившимся городкам. Тогда приходится пользоваться следующим расчетом: установлено, что при броске средней силы бита делает в полете на 6,5 м приблизительно два полных оборота, значит один оборот на расстоянии 3 1/4 м, а полуоборот - на расстоянии 15/8 или приблизительно - на 1,5 м. Зная это и учитывая изменение указанных цифр в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, можно определить расстояние, с которого бита в конечном итоге при приземлении соприкоснется с городками полным разворотом.

Предположим, что городок лежит в центре города. Следовательно, расстояние до него от передней линии кона будет равно 7,5 м. В броске с такого расстояния бита не сделает полного разворота. А вот в броске с 8 м она сделает в полете 2,5 оборота и ударит в цель при полном развороте. Но чтобы бросить биту с 8 м, нужно отойти от передней линии полукона назад на 50 см. Если же городок лежит около задней черты города, то расстояние от него до передней линии полукона равно 8-8,5 м. Значит, в этом случае снова можно выполнять бросок биты, став непосредственно у передней линии полукона. Правда, в практике часто можно наблюдать, что с 8 м бита не ложится в цель с полным разворотом, но это уже объясняется тем, что обороты биты с увеличением расстояния становятся медленнее.

В заключение необходимо заметить, что все броски независимо от того, делаются ли они с кона или с полукона, должны выполняться с одинаковой силой и с соблюдением расстояния, позволяющего бите полностью развернуться. Бросок должен быть произведен ритмично, без ослабления или усиления и без резких рывков, - только тогда полет биты будет ровным и ее разворот в момент соприкосновения с площадкой полным.

Светлана Самойлик
Первые шаги в обучении детей и взрослых игре в городки

ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.

Игра в городки развивает глазомер , сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.

Цель игры – бросками бит выбить из «города » (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Размеры площадки («город » ) для взрослых – 2х2 м ; расстояние от места бросков : дальнее («кон» ) – 13 м, ближнее («полукон» ) – 6,5 м; длина городков – 20 см , диаметр их – 4,5-5 см; длина биты – не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона» , но, если из фигуры выбит хотя бы один городок , остальные выбиваются с «полукона» . А вот «письмо» выбивается только с «кона» . Городок считается выбитым , если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки , выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки .

Бросок считается потерянным, если :

бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;

игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона) ;

во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;

игрок затратил большее время (30 сек, на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Простая, незамысловатая техника игры в городки , доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста.

Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков . Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Результативность броска зависит от многих причин : степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры.

Техника броска биты состоит из следующих элементов :

хват или держание биты за ручку;

исходное положение - стойка;

замах - отведение биты;

разгон биты;

выброс или финальное усиление.

«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.

Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.

Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором.

Для дошкольников "город " имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга

Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.

Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку) .

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в просторном помещении.

Городошный спорт, больше известный, как городки, имеют одну из самых богатых историй из всех олимпийских видов спорта. Ее любят и взрослые, и дети, для нее нужен точный глаз и верная рука. Существуют правила и для личного, и для командного первенства, особую роль играет техника броска, которая имеет несколько типов.

Спортивная игра городки

Городошный спорт - это вышибание битами из квадрата, называемого «городом», 5 городков: чурочек в форме цилиндриков, их составляют в разных вариантах. Впервые об этой игре упоминается еще в летописях Древней Руси, ее любили царь Петр Первый и полководец Суворов. Некоторые политические деятели начала 20 века считали городки одной из лучших игр и любили соревноваться в меткости.

Тогда общих правил не существовало, они появились только в 1923 году, когда в Москве впервые были организованы Всесоюзные соревнования. Через десять лет появились другие принципы, где определяли 15 фигур, вскоре чемпионаты по городкам стали всенародно любимой забавой. Целью было выбить все фигуры, сделав минимум попыток, у какого участника или команды их меньше, тот и был победителем соревнований.

Первый чемпионат по городошному спорту после прекращения существования Советского Союза стартовал в России в 1993 году, вскоре появились федерации в других прочих союзных республиках. Сегодня городки - , турниры проходят и между двумя игроками, и между командами. Как только пробивают по паре бит, вступает следующая команда, чередуются по завершению партии.

Победу получает команда, выигравшая две партии без перерыва. В раунде разыгрывается от пяти до пятнадцати фигур, располагающиеся в строгой последовательности. Правила можно во время игры изменять, но существуют и незыблемые принципы. Главные правила городошного спорта:

  1. Турнир проводится между двумя участниками или командами, которые насчитывают по 5 игроков.
  2. Биты подбираются стандартных размеров.
  3. «Город» определяется жеребьевкой.
  4. Игрок не должен переступать линию, за это может лишиться биты.
  5. Команды играют по очереди, используя по паре бит за один раз.
  6. Сколько делать бросков оговаривается загодя.

Площадка для городошного спорта

На больших спортивных соревнованиях площадки подбираются с учетом таких требований:

  • абсолютно ровная поверхность;
  • стенка для отбивания;
  • ограда;
  • освещение для вечерних турниров;
  • навесы, чтобы прятаться от дождя.

Городки размер площадки предусматривают два на два метра, от кона отмеряется 13 метров. Длина городков – не меньше 20 сантиметров, а биты – один метр. Фигуры вышибаются с кона, если одну получилось задеть, уже – с более близкого расстояния. С кона вышибается лишь «письмо». Удар засчитывается, если фигура вылетела за квадрат, а «письмо» - при условии, что не задеты остальные чурочки.

Биты для городошного спорта

Городки – это игра, предусматривающая наличие бит, у всех игроков должны быть по две. Различают:

  1. Составные. Длиной – до метра, с круглым основой, любого веса и размера.
  2. Полимерные. Длина допускается такая же – около метра, но вес не может превышать двух килограмм.

Городошный спорт - фигуры

Вышибать фигуры очень сложно, удар не засчитывается, когда:

  1. Бита задела штрафную линию.
  2. Бросающий игрок перешагнул черту кона.
  3. Участник потратили более 30 секунд, чтобы подготовиться бросать.

Описание:
ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.
Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.

Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В.Суворов, преобразователь России – царь Петр I, Николай II.

Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них – академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Цель игры – бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.
Размеры площадки («город») для взрослых – 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») – 13 м, ближнее («полукон») – 6,5 м; длина городков – 20 см, диаметр их – 4,5-5 см; длина биты – не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.
Бросок считается потерянным, если:
- бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
- игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
- во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
- игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.
Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста.
Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.
Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры.
Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется "Пирожок для бабушки".
Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния (рис.1).

Мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя.
В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м (рис.2).

Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя.
В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика (рис.3).

С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки (рис.4).

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором (рис.5).

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.
Все действия детьми выполняются только по команде: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр.
Для дошкольников "город" имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга (рис.6).

Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.
Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку) (рис.7).

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе (рис.8).

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты (рис.9).

При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры (рис.10):

Плакат с изображением городошных фигур, должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения (рис.11).

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона (рис.12).

Закрепление навыков техники и элементов игры проводится только пластиковыми городками на учебных занятиях, проводимых круговым поточно-дифференцированным методом на одной из тренировочных зон (рис.13).

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх.
Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей.

Цель: научить на точность метать палку

Задачи:
- меткость метания биты в цель,
- построение фигур.

Техника игры в городки сравнительно не сложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре; у необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (примерно около 6 м).


Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т. д.


Для того чтобы удар был наиболее эффективен , важно учитывать следующее:

Необходимо, чтобы вращение биты было медленным, - это позволяет пренебрегать небольшими погрешностями в расстоянии;
- важно добиваться равномерности и плавности броска, что позволит стабилизировать количество вращений биты в полете;
- результативность удара достигается некоторым недолетом биты; после соприкосновения с покрытием бита плавно подходит к цели. Непосредственное попадание биты в фигуру с навесной траекторией гораздо сложнее.


Различают три способа бросков биты: локтевой, плечевой и комбинированный. Каждый игрок выбирает наиболее подходящий для себя способ и в дальнейшем тщательно отшлифовывает его. Чем проще бросок, тем он результативнее.

Перед броском не следует разбегаться. Бросок нужно производить в основном туловищем, а рука выполняет лишь вспомогательную роль. Наилучшего результата обычно добиваются броском со средней траекторией полета биты.


Перед броском игрок занимает исходное положение - стойку. Ступни ног ставят вместе, носки несколько развернуты и направлены к цели; туловище находится вполоборота к лицевой линии города.


В момент замаха вес тела переносят на стоящую сзади ногу, а во время броска перемещают на ногу, стоящую впереди. При этом носок правой ноги постоянно направлен к цели, а левой ноги разворачивается к цели при выпуске биты из руки.


При локтевом броске отведение биты назад и сам бросок выполняют согнутой в локте рукой. Энергичное подхлестывающее движение кистью влево затрудняет правильное центрование биты (рис. 190).

При плечевом броске замах и вывод биты на цель осуществляют прямой рукой, активное участие в броске принимают мышцы туловища (рис. 191).



Соединение элементов локтевого и плечевого бросков, получившее название комбинированного броска, дает наилучшие результаты. Поэтому этот бросок чаще всего применяется и оказывается наиболее результативным.


Перед замахом бита находится впереди игрока. Сам замах выполняют согнутой рукой, с большой амплитудой. При броске биту выводят на цель прямой или чуть согнутой рукой, мышцы туловища и руки принимают активное участие во всех фазах броска. Добиваясь горизонтального полета биты, нужно выводить биту на цель на уровне плеча, ладонь обращена вниз. Выпускают биту, когда рука находится напротив цели. Бросок всегда нужно выполнять ритмично, с нарастанием скорости к концу движения и сопровождать поворотом туловища грудью к цели.


Четвертую группу фигур («артиллерия» и «коленчатый вал») выбивают полным разворотом биты.


Шестую группу составляет «письмо» - фигура наиболее трудная и к тому же выбивающаяся только с кона. Сначала «письмо» распечатывают - выбивают «марку», а потом боковые городки.
Обучение игре начинается с овладения техникой броска биты. Для этого вначале изучают броски с полукона. После овладения попаданием в стоячую фигуру переходят к броскам по трем развернутым городкам, а затем то же "осваивают с кона. После приобретения достаточных навыков формируют команды и организуют соревнования.


Дальнейшая тренировка строится на круглогодичной основе. Наряду с широкой обшей физической подготовкой занимающиеся совершенствуют свое техническое и тактическое мастерство, приобретают необходимые психологические качества. Характерно, что на всем протяжении года широко используются соревнования на открытых площадках.


Различают пять видов ударов по фигурам:
- лобовой, при котором бита попадает в лежащую фигуру, не касаясь площадки;
- центровой, когда бита опускается на площадку полностью развернувшись;
- недолетом, когда бита ложится, не долетев примерно полметра, с небольшим подскоком. Это самый распространенный удар;
- верховой, когда бита соприкасается с верхней частью фигуры;
- с перекосом, применяющимся при выбивании оставшихся от фигур городков.


Выбивая фигуры, нужно стремиться при полном развороте попасть в середину фигуры центром биты.


Первую группу фигур («пушка», «колодец», «самолет») часто выбивают лобовым ударом одной битой.


Вторую группу фигур («стрела», «ракетка», «рак») можно выбить одной битой при полном ее развороте, но если удар будет более плотным.


Третью группу фигур («звезда», «вилка», «серп») выбить труднее двух первых групп, и делают это битой с полным разворотом.

Публикации по теме