Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию. В игре дети учатся вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно-ролевая игра порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи. 1.Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации, учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события, места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т.д.).
2.Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в пространстве.
3.Активизировать у детей словарный запас: каюта, штурман, боцман, иллюминатор, кок, туристическое агентство, курьер, круиз.
4.Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.
5.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей. Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги. Чтение «Родной человек» В. Коржиков, «Акула» Л. Н. Толстой. Изготовление атрибутов для игры. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа после просмотра мультфильма. Сочинение рассказов на тему: «А если бы я отправился в путешествие».

Игровые атрибуты. Модули для построения корабля, семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, бескозырки, бинокль, якорь, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, условная мерка – тесьма, салфетки, кошельки, деньги, билеты, компьютер, бананы, разделочная доска.

Ход игры.

Воспитатель. Дети, давайте мы с вами поиграем. Вы в какую игру хотите поиграть? (Ответы детей).
Воспитатель. Хорошо, мы отправляемся в морской круиз! А на чём мы поплывём? (Дети предлагают разные варианты-выбираем корабль).
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в какой день недели лучше путешествовать? Почему? А как называется сегодня день недели? (Ответы детей). Не будем откладывать наше плавание! Путешествовать отправляемся сегодня!
Воспитатель. Давайте подумаем куда мы поплывем? (Ответы детей. Предлагаю детям семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, на одной стороне каждого флажка написана буква). Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке как у радуги, то вы узнаете, куда мы отправимся в круиз. (Дети выполняют задание и читают слово «острова»). Да, на острова!


Вместе с детьми решаем, что нам надо приготовить для путешествия и распределяем роли. Выбираем агента для работы в туристическом агентстве, курьера для приобретения путёвок, продавца супермаркета, завхоза для закупки необходимых товаров для круиза (комплект мелких игрушек, влажные салфетки, четыре ножа). Остальные дети – конструкторы корабля (корабль строим из модулей).
Когда всё готово к путешествию (приобретены путевки, закуплен товар, а главное – построен корабль), дети выбирают капитана, штурмана, кока. Остальные дети будут матросы.
Объявляется посадка на корабль. Капитан проверяет билеты, оказывается, что путевки в туристическом агентстве купили на «Загадочный остров». Все занимают свои места на корабле. Капитан отдаёт команду штурману. Корабль отходит от пристани (звучит запись шума моря, сигнал корабля).
Во время пути дети играют со своими билетами. Билеты необычные, с заданиями. С одной стороны билета надо сосчитать количество предметов, а с обратной стороны – найти различия на картинке, с изображением двух кораблей.


Так незаметно корабль подходит к месту назначения, но возникает проблемная ситуация. На этом острове нет пристани для корабля.
Воспитатель. Дети, как можно добраться до острова? (Ответы детей).
Капитан предлагает добраться до суши с помощью спасательного круга. Дети имитируют плавание со спасательным кругом под песню В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга» и высаживаются на острове. На острове слушаем пение птиц (звучит запись голосов птиц). Далее дети пытаются вообразить, что здесь может расти, как здесь красиво.
Воспитатель. Дети, на острове очень жарко, можно разуться, походить по песочку босиком. (В это время нечаянно рассыпались мелкие игрушки из киндер сюрпризов, в которые хотели поиграть дети.) Как можно собрать игрушки? (Ответы детей). Да, конечно, мы сейчас с вами превратимся в обезьянок и соберём игрушки пальчиками ног. (Дети собирают игрушки пальчиками ног и складывают их в тазик.)
Воспитатель. А как вы думаете, кто живёт на острове? (Ответы детей). Собираем разрезную картинку и узнаём, какие тут живут весёлые человечки.


Воспитатель. Дети, а как выдумаете какое у них может быть жилище? Как может называться их дом? (Ответы детей). Мы сейчас придумаем им жилище при помощи этих картинок. (Проводится игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). Эту игру можно найти в книге Л. Е. Белоусовой «Удивительные истории». Дом получился зеленого цвета, сделан из резины, четырёэтажный, передвигается на курьих ножках, в нем всегда играет гитара, в доме запах клубники. Обсуждаем с детьми комфортно ли жить в таком доме. Проводится игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).)


Воспитатель. Дети, если этот остров загадочный, наверное, здесь есть сокровища? (Проводится игра: «Найди клад». Троим детям завязывают глаза. По указанному плану они ищут сокровища. План озвучивает капитан. Дети быстро находят клад, но открыть его нельзя, не отгадав такое заклинание (звучит запись с магнитофона): «Бывают на свете два предмета – один из них растёт здесь на острове, другой есть у вас в группе и в музыкальном зале. Оба эти предмета начинаются на один звук и заканчиваются на звук, но другой. В каждом слове пять звуков. Дети отгадывают слово «банан» и слово «бубен». Открывается клад (заранее подготовленный красивый старинный сундук), а там бананы.)
Воспитатель. Ребята, мы же с вами на необычном острове, он такой загадочный, да и жарко здесь. Может быть мы сможем превратить эти бананы в мороженое? (Дети с радостью соглашаются.) Тогда давайте сначала вымоем руки. (Проводится пальчиковая игра. «Мойся пальчик большой, мойся указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький.» Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток.
Кок раздаёт бананы. Перед детьми проблемная ситуация – бананов на всех не хватает. Что делать? Дети при помощи условной мерки (тесьма) делят бананы пополам, потом разрезают, очищают, вставляют палочку для мороженого с одной стороны банана и обваливают банан в какао. Получается мороженое и все угощаются.


Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим ещё в волшебный сундук, где лежали бананы. (Дети смотрят в сундук, у него оказывается второе дно. Там дети находят сувениры от жителей острова – украшения с ракушкой.)
Путешествие подходит к концу. Надо возвращаться в детский сад. Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском садике опять.» И оказываются в группе. Рассматривают свои украшения и планируют ещё раз отправиться на загадочный остров, чтобы в следующий раз познакомиться с морскими обитателями острова.

Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.

Разработала воспитатель Слесарева Екатерина Михайловна.

Тема: "Путешествие."

Цель: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять игровую роль в ходе развёртывания сюжета. Активизировать речевое взаимодействие детей в игре; формировать умение совместно строить сюжет.

2. Продолжать формировать нормы и ценности, принятые в обществе. Продолжать развивать навыки общения и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

3. Расширять представление о труде машиниста пассажирского поезда, туроператора, экскурсовода и о работе туристического агентства. Закрепить и обобщить представления детей о труде взрослых. Воспитывать уважительное отношения к труду взрослых.

4. Вызвать у дошкольников интерес к познаниям по достопримечательностями города Санкт-Петербурга.

Игровой материал: вывеска "Туристическое агенство", компьютер, телефоны, автобус,карта, буклеты, билеты, мягкие модули, игрушки заместители, фрагменты костюмов машиниста, проводника, турагента (бейджик, косынка), туриста(рюкзак, фотоаппарат, телефон, видеокамера), сувениры(магнитики, открытку, статуэтки), деньги,кредитные карты, журналы.

Подготовка к игре: экскурсия в туристическое агентство; рассматривание иллюстраций с изображением пассажирского поезда, машиниста поезда, проводника; беседа о труде туроператора, экскурсовода, машиниста поезда, проводника; подвижная игра "Поезд", дидактические игры "Едем, плывём, летим", "Кому, что нужно", " Профессии"; рассматривание фотоиллюстраций о Санкт-Петербурге; беседа о Санкт-Петербурге -северной столице нашей Родины; ручной труд: изготовление паспортов, муляжей телефонов, денежные купюры, буклетов, вывески "Туристическое агентство" ; чтение художественной литературы " Пётр 1 Великий" Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова "Великие путешественники" М. Зощенко.

Игровые роли: туроператор (турагент) ,туристы, экскурсовод, машинист поезда, проводник, парикмахер, продавец, официант.

Руководство игрой:

1) Создание игровой ситуации-эпизод №1 (Туристическое агентство). Выношу цветные буклеты путешествий, беседую с детьми о их назначении: -Ребята, я вчера разбирала старые книги и нашла вот такие интересные книжки (показываю). Как вы думаете, для чего они нужны и где их можно взять?(ответы, рассуждения детей). Воспитатель мечтательно: " Да, как замечательно было бы съездить в какое-нибудь путешествие...жалко, что у нас нет такого замечательного туристического агенства.(Пауза. Возможно, что дети сами предложат создать такое туристическое агенство, если дети не сделают, то: -Ребята, а давайте-ка вместе с вами огранизуем такое туристическое агенство. Помните мы с вами ходили на экскурсию. Что нам для этого нужно? (дети перечисляют, что необходимо). Где нам можно разместить наше агенство?(Дети выбирают место и достают коробку путешественника). - Молодцы, я тоже думаю, что здесь будет очень удобно. Здесь есть стол, карта, кресло, диванчик, вывеску можно повесить вот здесь.

Я думаю, клиентам будет удобно комфортно. - Ребята, как вы думаете, а кто такие "клиенты"? (Ответы детей: Туристы-люди, которые собираются в путешествие). - Ребята, а кто работает в туристическом агенстве? (Ответы детей: туроператоры, турагенты, директор, менеджер по туризму...) - Чем занимаются турагенты? (Ответы детей: предлагают место путешествия: путёвки, показывают маршрут на карте, рекламируют выбранный маршрут, заказывают билеты, отели, организуют встречи, проводы туристов и экскурсии...) - Сегодня, туроператором буду я, а вы будете клиентами-туристами? (Одеваю бейджик, дети берут рюкзаки).

Здравствуйте, проходите пожалуйста. Устраивайтесь поудобнее.Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (ответы детей). - На сегодняшний день, я могу вам предложить горящие путёвки, на один день в Санкт-Петербург. Познакомьтесь. (Раздаю буклеты города Санкт-Петербурга). - Вы согласны посетить северную столицу России? (ответы детей). - А на каком транспорте вы бы хотели отправиться в путешествие?(ответы детей: на автобусе, поезде, самолёте...). - Хорошо! Сейчас мы посмотрим какие билеты есть в наличии. К сожелению на автобус и самолёт билетов нет. Есть только на поезд Троицк-Санк-Петербург, 8 марта в 15:00, стоимость билета... рублей. Вы согласны?

Общая стоимость путёвки... рублей, как вы будете оплачивать наличным расчётом или кредитной картой? Для оформления путёвки мне необходим ваш паспорт. - Вот, пожалуйста (раздаю буклеты и билеты).Напоминаю, что поезд отправляется 8 марта в 15:00, ваш вагон №1 места указаны в билете. Не забудьте собрать необходимые вещи и просьба не опаздывать. Приятного путешествия!

2) Создание игровой ситуации-эпизод №2 (Поезд). Вещи мы собрали, билеты на руках (воспитатель оглядывается вокруг). В Санкт-Петербург мы поедем на поезде, а поезда-то у нас нет... Интересно, где же нам взять поезд? (подвожу детей к решению построить поезд, определяем место поезда и начинаем строить). Молодцы! Поезда нас ждёт. А кто же будет машинистом поезда? (предложения детей). Да, согласна с вами. Саша, действительно очень ответственный и внимательный. А кто будет проводником?(предложения детей). Соглашусь с вами, Настя добрая и заботливая. А мы с вами будем пассажирами. - Наш поезд готовится в путь. Внимание, внимание начинается посадка на поезд Троицк - Санкт-Петербург. Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи на вокзале! (Ребёнок-проводник проверяет билеты; объявляет, когда отправляется поезд и названия станций.)

Воспитатель показывает образец общения:

Уважаемый проводник, вот мой паспорт и билет. (По ходу игры создать ситуацию обращения к проводнику: чай, журналы. Проводник объявляет конечную станцию: город Санкт-Петербург. Напоминает пассажирам о том, чтобы не забывали свои вещи и прощается).

3) Создание игровой ситуации-эпизод №3 (Экскурсия по городу Санкт-Петербург). Воспитатель-экскурсовод встречает гостей-туристов у поезда:

Здравствуйте, уважаемые туристы! Я ваш экскурсовод Екатерина Михайловна, рада вас приветствовать в нашем городе Санкт-Петербург. Я вас приглашаю совершить по нашему красивому городу прогулку. (просматриваем слайды города):

1 слайд. - Это памятник Петру 1. Он основался Санкт-Петербург. В прошлом году городу исполнилось 310 лет.

Пётр на вздыбленном коне,

На могучем скакуне.

Весь - движенье и полёт

За собою Русь ведёт.

Памятник имеет и другое название "Медный всадник".

2 слайд. -А теперь мы с вами пройдёмся по набережной реки Невы. Название реки произошло от финского слова и означает "болото". Река Нева протекает по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. По реке можно прокатиться на лодках, катерах, речных трамвайчиках. На реке Неве разбит порт для разных морских судов: грузовых, пассажирских. Посмотрите какой легендарный военный корабль пришвартован к берегу реки Нева. Он называется крейсер "Аврора".

3 слайд. -Наш город знаменит большим количеством мостов. Всего их 324.

Летом городу не спится:

Белой ночи сказка длится

И спешишь увидеть ты,

Как разводятся мосты.

Мосты не обычные, а разводные. Зимой, пока река Нева скована льдом, мосты неподвижны. Проводится ремонт, а в тёплое время корабли могут проходить по Неве, но только с 2 часов ночи и до 5 часов утра, в это время разводятся мосты.

4 слайд. - А теперь я вас приглашаю в наш летний сад. Я предлагаю вам присесть на скамеечки полюбоваться скульптурами, бедекой (Слайд парка).

5 слайд. - Это памятник Ивана Крылова.Вы знаете кем был Иван Крылов? (Ответы детей). Верно он писал басни, в руке у него перо и тетрадь. А вы знаете его басни? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на пьедестале скульптуры изображены животные, о которых он писал. Есть тут и мартышка, и лев...

6 слайд. - А ещё Санкт-Петербург изветен своими фонтанами. Пётр 1 очень любил море и фонтаны, как символ победы над морской стихией. До Петра 1 люди не знали, что такое фонтаны. Пётр 1 назвал фонтаны "водяными игрищами". Сезон фонтанов открывается в апреле месяце. Полюбуйтесь красотой поющих, цветных фантанов.

7 слайд. - А теперь мы с вами погуляем по Невскому проспекту - это главная улица Санкт-Петербурга. На Невском проспекте находятся 240 зданий.

8 слайд. - Сейчас мы с вами подошли к монетному двору. Здесь чеканят монеты, медали. У нас в стране 2 монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский, чтобы узнать на каком дворе изготовили монету надо посмотреть на клеймо под правой лапой орла. Если первые буквы СП - эта монета изготовлена на Санкт-Петербургском монетном дворе, а если первая буква М - то Московский монетный двор.

9 слайд. - В Санкт-Петербурге-очень много львов. Они охраняют город - стоя, сидя, отдыхают. Скульптуры львов являются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье. Пётр 1, когда строил город очень хотел, чтобы Санкт-Петербург был сильным, славным городом, поэтому он указала, чтобы в городе установили как можно больше скульптур львов. Их делали из камня, меди, чугуна, бетона... Львов устанавливают до сих пор и никто не смог сосчитать их точно. Посмотрите, какая уникальная ограда, представляющая собой скульптуры 29-ти одинаковых львов, держащих в зубах тяжёлые чугунные цепи. Во дворе детской академии художеств находятся изумительные львы- пестры и весёлые! Их разукрашивали дети.

10 слайд. - Гуляя по Невскому проспекту, мы увидели много удивительных мест. Среди вас есть сладкоежки? Сейчас мы с вами зайдём в музей-шоколада. Вот, где действительно раздолье сладкоежкам! Ведь это не только музей, где можно любоваться экспонатами, но и магазин, понравившийся экспонат можно купить и даже попробовать. Посмотрите на полках разместились раскошные сладости в образе зверюшек, игрушек, шахматных фигурок, кукол. Здесь можно выбрать подарок и взрослому, и ребёнку. Я предлагаю вам выбрать и купить себе сувенир на память. (Дети покупают сувенир-шоколад).

Уважаемые туристы, прогулка наша подошла к концу. Но у вас ещё осталось свободное время до поезда, можете прогуляться по магазинам и приобрести сувениры на память или посетить "Салон Красоты" и сделать причёску у столичных стилистов, или перекусить в кафе. Пожалуйста, не опаздывайте на поезд. Он отправляется в 18:00. (Дети расходятся по зонам, продолжают игру самостоятельно, объеденившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Воспитатель ноблюдает за игрой).

Рыбачок и рыбки На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга. Совушка Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. Охотники Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны.сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника. Невод Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки. Колобок Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать. Берегись, Буратино! У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями. Воробьи-попрыгунчики На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь. Горелки Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три, Последняя пара, беги! После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается. Петушки Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга. Самый ловкий - это ты! Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим. Брось в кольцо В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее. Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил. Не попадись на удочку Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

Программное содержание:

  • Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
  • Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.
  • Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
  • Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа: Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Беседа о воздушном транспорте. Изготовление атрибутов к игре «Ловись рыбка».

Оборудование: Группа оформлена цветами, воздушными шарами голубого цвета, занавес с облаками, стульчики на количество детей, набивные мячи (игрушки заместители), резиновый шар, насос, компас, карта, шапочки для продавцов. В магазине продают – удочки, компас, карту, набор посуды, набор продуктов. Комплект «Ловись рыбка».

Декорации: Елочки, пеньки, дрова, фотографии с видами Левого берега, грамзапись.

Ход игры

Организационный момент. (звучит музыка из мультфильма).

Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Вам понравились герои этого рассказа?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали друзей Незнайки?

Дети: Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Сиропчик, Тюбик, Гусля, Ворчун, Пончик, Растеряйка, Кнопочка, Цветик.

Воспитатель: Почему их так звали?

Дети: Знайка был самым умным и главным коротышкой. Доктор Пилюлькин лечил от всех болезней. Винтик и Шпунтик были механиками. Сиропчик любил газированную воду. Тюбик был художником, а Гусля музыкантом.

Воспитатель: Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?

Дети: Сначала Знайка предложил построить воздушный шар. Для этого нужно было собирать резиновый сок из фикусов. Затем Шпунтик принес насос от автомобиля, чтобы накачать шар воздухом. А корзину коротышки построили из березовой коры. Еще нужно было запастись мешками с песком, для того, если во время путешествия в шаре начнет остывать воздух, то тогда нужно будет выбрасывать мешки с песком из корзины, и шар снова будет подниматься вверх.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы сможете сделать воздушный шар.

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы его построим из стульчиков, и отправимся в путешествие. Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Командир будет руководить строительством воздушного шара, показывать дорогу. Для этого ему нужны компас и карта. Ребята, а вы знаете как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. А еще нужна карта по которой всегда можно определить место где мы находимся. Для путешественников карта просто необходима. Кто у нас будет командиром?

Дети выбирают командира.

Воспитатель: Вручает командиру компас и карту. В путешествии может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами). Нам нужны повара, Чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду. (ведро, кастрюлю, тарелки, ложки). Еще нам нужен лоцман, чтобы управлять воздушным шаром. И штурман, который будет следить за направлением полета. Ему нужна подзорная труба. Начнем готовиться к полету. Командир, как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг?

Командир: Каждый сам возьмет себе стул.

Воспитатель: Круг похож на дно корзины? Что можно подстелить?

Дети: Газету! (командир командует, как правильно расставить стулья. Не забыть дверцу.)

Воспитатель: Командир, а нужны нам мешки с песком? (Да) Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (используем предметы заместители, набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют сетку из лоскутков, для шара, чтобы он получился красивым. Возьмите клей, веревочку, будем пришивать флажки к веревочке. Работаем вместе. Вы должны это делать очень аккуратно, после окончания привязываем флажки к корзине. Корзина готова Но нам для путешествия надо купить необходимые вещи в магазине. Не забудьте купить теплые вещи, высоко над землей холодно даже летом, а сейчас осень. Продавцами в магазине будут. (назначаются продавцы).

Девочки занимают места за прилавком. Дети делают покупки. Покупают фрукты, овощи, хлеб в дорогу.

Командир (берет рупор и объявляет): «Внимание. Сегодня в 12 часов по солнечному времени состоится отлет воздушного шара. До отправления остается 5 минут. Всем занять места в корзине».

Воспитатель: Заходим все через дверь. Командир, потом лоцман, штурман и все остальные. Все готовы. Надеть всем парашюты. (дети имитируют движения одевания) Воспитатель надувает шар насосом и привязывает к веревке. Командир объяви старт.

Командир: Дает отсчет 10,9,8, и т.д. Полетели. (звучит музыка, опускается занавес с облаками).

Воспитатель: Лоцман у тебя же нет руля. Как ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревку обеими руками, В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз. Штурман, следи за направлением полета. Куда поворачивать? (Штурман дает команды глядя на карту – влево, вправо) Командир посмотри в подзорную трубу, нет ли опасности.

Командир: Пролетаем над городом.

Воспитатель: Штурман, посмотри карту. Ребята, Кто ни будь взял фотоаппарат? Делайте снимки. Посмотрите, какие замечательные фотографии у нас получились. (поликлиника, памятник, детский сад, детская площадка, парк, институт, школа, железнодорожная платформа, мост) Узнали над каким местом мы пролетали? Это наш Левый берег. Командир проверь компас.

Воспитатель: А как ты это узнал.

Командир: Я взял компас положил его на ладонь- красная стрелка указывает на север, а шар летит по стрелке.

Лоцман. Наш шар начал терять высоту!

Командир: Нужно сбросить мешки с песком. Сбрасываем только по одному. Теперь можем продолжать полет.

Воспитатель: Ребята, мы терпим крушение. Наш шар падает. Попробуем набрать высоту. Воздушный шар продолжает опускаться приготовить парашюты. Будем прыгать. (Дети выпрыгивают – командир последним покидает корзину). Все приземлились. Командир, возьми карту и определи где мы находимся. (Командир по карте определяет место где находимся). Мы упали на лесную поляну. Радист проверь работает ли рация? Передавай в штаб, где мы находимся, и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу). Доктор, проверь, не получил ли кто травму. (доктор обустраивает медпункт).

Воспитатель: Мальчики, вам нужно собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. А повара сварят уху.

Дети играют самостоятельно: идут к врачу, ловят рыбу складывая ее в ведро, разжигают костер.

Воспитатель: Ребята, помните как в лесу надо разводить костер? Правильно спички должны быть у взрослых. Потому, что от неосторожного обращения с огнем может начаться пожар в лесу. А после ужина костер нужно погасить залив угли водой. Давайте я помогу вам разжечь огонь. А в случае дождя можно укрыться в пещере. (стоят дуги)

Повара раздают тарелки, чашки и кормят всех у костра. Дети сидят на пеньках бревнышках, на корточках.

Воспитатель: Как долго мы будем здесь находиться? Да, здесь очень хорошо. Но нам пора домой. Я сейчас посмотрю карту. Я вижу здесь знакомую тропинку, по которой мы сможем вернуться обратно в наш детский сад. Сворачиваем лагерь.

Дети убирают игрушки. И по тропинке идут домой под песню «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Вот мы и пришли обратно к нам в детский сад. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Что нового вы узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз?

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами путешествовали, коротышки из Цветочного города прислали нам по почте посылку. Давайте посмотрим, что там находится. (Угощение от Незнайки и его друзей).

Конспект подготовила воспитатель Сирик Людмила Анатольевна.

ЦЕЛЬ:

Вызвать желание у детей играть в сюжетно - ролевую игру «Путешествие по морю».

ЗАДАЧИ:

Уточнить и расширить представления детей о профессиях на корабле.

Уточнить и расширить представления детей об устройстве и функционировании корабля.

Обеспечить развития умения у детей использовать подсобный материал для создания атрибутов в игре.

Обеспечить развитие умение у детей играть большими группами, советоваться и помогать друг другу.

Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу.

Систематизировать представления детей о некоторых правилах поведения в различных ситуациях.

Обеспечить развитие инициативы, организаторских и творческих способностей детей.

Убедить детей в том, что в игре необходимо выполнять правила и нормы поведения в игре.

Способствовать формированию умения детей радоваться самим, когда они делают другим приятно.

Вызвать желание понять, что свои действия нужно продумывать, сообща добиваться поставленной цели.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный автомобильный руль, строительный материал, бинокль, набор «доктор», «продукты из магазина», посуда, листы бумаги, фломастеры, матросские воротнички, фуражки, шапочка медицинского работника, поварской колпак, наушники, карта - схема, ширма, «вещи пассажиров», разнообразная одежда, предметы туалета, письмо от человечков, «рация».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций кораблей, знакомство со строением корабля, рассматривание морских атрибутов, знакомство с профессиями людей на корабле, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок», «Акула», знакомство с физической картой мира, решение проблемных ситуаций «За секунду до…», «Что было бы, если бы..»., рассматривание иллюстраций по данной теме.

1. ИГРОВОЙ МОМЕНТ:

Ребята, нам пришла телеграмма от наших друзей - человечков. Послушайте, что они нам пишут: (читаю)

Здравствуйте, милые друзья! У нас беда! Приезжайте быстрее и спасите нас. Мы вас ждем с нетерпением. Ваши друзья- человечки.

2. ВЫБОР ТРАНСПОРТА.

Интересно, на чем же нам туда отправиться?

ДЕТИ: на самолете, на автобусе, на поезде и т., д.

Достаю тихо карту.

Посмотрите, нам еще карту прислали. Наверное, это наш путь.

ДЕТИ рассматривают карту.

Так на чем же нам лучше отправиться в путешествие?

ДЕТИ: Спасать наших друзей - человечков мы отправимся на корабле.

3. ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ.

Тогда за дело. Давайте быстрее строить корабль. Из чего нам его можно сделать.

ДЕТИ: будем строить из стульчиков.

На корабле есть нос корабля, штурвал, якорь, борта.

Что такое штурвал, кто знает.

ДЕТИ: Это руль корабля.

Как это можно сделать.

ДЕТИ: На стульчик привязать игрушечный автомобильный руль.

Якорь как смастерим.

ДЕТИ: на веревку привяжем деревянный кирпич.

Что нужно еще взять обязательно в путешествие.

(обратить внимание, что берем только самые-самые необходимые вещи, без которых тяжело обойтись.)

ДЕТИ: бинокль, карту, лекарства, еду, сменную одежду.

Все хорошо, а что мы забыли.

ДЕТИ: Придумать название кораблю. И как же мы его назовем.

ДЕТИ: «Быстрый», «Спасатель», «Ветерок», «Дружба».

Какое название больше подходит.

ДЕТИ: выбирают.

А теперь распределим, кто, что будет делать.

(Выбор группы детей)

ДЕТИ: договариваются между собой кто что делает.

Кто будет мастерить штурвал.

ДЕТИ: Выбирают 2-3 детей.

Якорь кто смастерит.

А вот кто будет писать название корабля.

ДЕТИ: назначают.

Девочки, а вы между собой распределите, кто будет собирать лекарства, еду, вещи и т. д.

Нам нужно торопиться спасать наших друзей - человечков. Поэтому как будем работать.

ДЕТИ: Дружно, спокойно, уступать друг другу и помогать друг другу.

ДЕТИ СТРОЯТ КОРАБЛЬ из стульчиков, привязывают якорь, приделывают штурвал, прикрепляют название, размещают бытовые заготовки.

Посмотрим готов ли наш корабль. Ничего не забыли.

Доложите о выполнении своей работы.

ДЕТИ ДОКЛАДЫВАЮТ ПО ГРУППАМ,

КОМАНДА СТРОИТЕЛЕЙ:

Мы очень старались выполнить работу в короткий срок. Корпус крепкий и надежный. На корабле чистота и порядок. Мы гарантируем надежность корабля.

ДЕВОЧКИ:

Продукты доставлены на борт лучшего качества. Одежда приготовлена на все случаи жизни. Лекарства, бинты, зеленку заготовили в нужном количестве.

Название корабля написано и приделано на борт и нос корабля.

Якорь надежно привязан и не подведет.

Штурвал корабля сделан по самой передовой технологии. Он в надежных руках.

Бинокль и карта доставлены на борт корабля и находятся в рубке у капитана.

Ваши отчеты о проделанной работе мне очень понравились. Готовимся к отплытию.

4. ВЫБОР КОМАНДЫ.

А что нам еще нужно сделать, чтобы отплыть к друзьям - человечкам.

ДЕТИ: выбрать команду корабля.

Кто входит в команду.

ДЕТИ: капитан, матросы, врач, медицинская сестра, повар, радист, штурман и т д.

(выбор команды корабля и распределение ролей).

Расскажите, какими качествами должны обладать медики и что они должны делать.

ДЕТИ: врач осматривает больного и назначает лечение, а медицинская сестра дает таблетку, делает укол, перевязывает. Врачи должны быть добрыми, чистоплотными, аккуратными и быстро помогать в беде человеку.

И кто лучше всего подойдет на эту должность.

ДЕТИ: выбирают, решают.

Кто знает, как повара на корабле зовут.

ДЕТИ: кок.

Что должен уметь делать кок в первую очередь.

ДЕТИ: вкусно готовить

Кто подойдет на эту роль. У кока должны быть помощники.

ДЕТИ:

А зачем нам матросы.

ДЕТИ: Они содержат корабль в чистоте. Всем помогают. Работают в машинном отделении.

И кто же у нас будет матросами.

ДЕТИ:

А почему вы их выбрали.

ДЕТИ: Потому что они в группе приходят всем на помощь и всю умеют делать.

Кого мы еще не выбрали.

ДЕТИ: капитана и штурмана.

Какой должен быть капитан.

ДЕТИ: смелый, отважный, справедливый, добрый, веселый, находчивый и т д.

И кто же у нас будет капитаном.

ДЕТИ обсуждают кандидатуру на роль капитана.

Кто такой штурман.

ДЕТИ: Человек, который помогает капитану вести корабль по морю.

Дети выбирают штурмана.

Остальные будут пассажирами корабля.

(Дети надевают атрибуты- воротнички и шапочки).

Кто поднимается на корабль первым.

ДЕТИ: команда корабля.

5. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ.

Капитан командуй.

КАПИТАН: Команда стройся!

ДЕТИ СТРОЯТСЯ.

КАПИТАН: Команда корабля « Дружба» к отплытию готова?

(Идет перекличка. Каждый ребенок делает шаг вперед, называет свою роль и имя. Затем занимают места на корабле.)

А теперь кто может подняться на борт корабля.

ДЕТИ: пассажиры.

(Строятся друг за другом всходят на корабль. Матросы помогают всем устроиться).

Штурман: Матрос Саша помогите женщине с ребенком.

Матрос Саша: Есть! Давайте ваш чемодан я донесу до каюты.

Женщина: Спасибо. Вы очень любезны.

Штурман: Матрос… проводите пожилого человека до каюты.

Матрос: Есть! Следуйте, пожалуйста за мной. Осторожно здесь лестница.

(и т. д.).

Капитан: Все заняли свои места.

Штурман: Пассажиры приняты на борт. Все устроены в своих каютах. Ждут отплытия корабля.

Капитан: Отдать швартовые.

Матрос поднимает якорь.

Капитан: Поднять паруса.

Матросы: Есть! Поднимают руки вверх и машут.

(включить музыку шум моря).

6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Капитан берет бинокль и смотрит.

Штурман: Что - то похолодало и небо заволокли тучи.

Капитан: Надвигается шторм. Нам нужно срочно отбить телеграмму, может ближайшая бухта примет нас. … составь сообщение и отнеси радисту.

Ребята, помогите штурману составить сообщение. Мы говорим, а он записывает.

ДЕТИ: На море сильный шторм. Просим ближайшие бухты принять наш корабль. Сообщите, у кого есть место на пирсу.

Штурман записывает и относит телеграмму радисту.

Радист: надевает наушники и стучит пальчиками по рации, сделанной из конструктора. (штурман стоит рядом).

Радист: Телеграмму передал. Жду ответа.

(поправляет наушники и говорит).

Бухта « Приют» готова нас принять.

Штурман записывает на лист бумаги сообщение и идет к капитану.

Штурман: Ой, какой сильный дождь! И ужасно холодно.

(изображает, что холодно, сыро).

Пассажиры изображают дождь и ветер; хлопают в ладоши и гудят.

Штурман отдает лист капитану.

Капитан читает и отдает команду.

Капитан: Матрос… право руля.

Капитан: Матрос… проверь пассажиров и доложи.

Матрос: Есть!

Матрос…: Капитан, у пассажиров все в порядке.

Матрос…: На корабле без происшествий.

Капитан: Спасибо, все свободны.

Штурман: Капитан, мы швартуемся.

Капитан командует:

Пассажиры выходят на берег.

(Дети встают и выходят).

Врач, осмотреть всех.

(осматривает всех).

Кок накормить всех.

(хлопает ладошка в ладошку).

Капитан: Команда на берег.

(на берегу встречает их хозяин).

Вы прибыли в бухту «Приют». Мы очень рады вас видеть. Чем мы можем вам помочь?

Капитан: Большое вам спасибо, что вы смогли дать нам отдых. У нас все в порядке, жертв и разрушений нет. Мы переждем шторм и отправимся дальше.

Капитан: Матросы, осмотрите корабль. Устраните неполадки и доложите.

Кок: Всем выдан сухпаек.

Врач: Все здоровы. Раненых нет.

Матросы поправляют стульчики, наводят порядок.

« Хозяин» проводит игру с пассажирами « Если нравиться тебе, то делай так…»

Штурман докладывает капитану: Дождь прошел, море успокоилось. Корабль к отплытию готов.

Капитан: Где моя карта? Я должен проверить наш маршрут.

Всем занять свои места.

7. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- Отдать швартовые.

Матрос: Есть и поднимает якорь.

(звучит музыка шум моря).

Капитан смотрит в бинокль.

Вот мы и приплыли, на берегу нас ждут наши друзья - человечки.

Штурман: Но что это?

Матросы хором: Акула!

Штурман: Свистать всех наверх.

Капитан: Вот что, оказывается, случилось у наших друзей - человечков

Врач: Около берегов их страны поселилась акула. И они не могут отдыхать, плавать и загорать.

Кок: И что же теперь делать?

Капитан: Мы её сейчас прогоним!

Игра «Акула»

Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «акула» дети объединяются в группы по 2-3 человека. «Акула» ест только одиночек. «Акула» - водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается. В конце игры дети делают большой круг, «акула» бегает, пока открыты ворота. По сигналу ворота закрываются, «акула» оказывается в кругу.

- после игры капитан дает команду

Штурман, привести корабль в порт.

Штурман: Слушаюсь! Разрешите выполнять!

Капитан: Выполняйте!

А мы с матросами доберемся до берега вплавь. (Все изображают пловцов.)

На берегу, ширма с куклами, за ширмой спрятаны 2 ребенка.

1ый: Вы сильные и смелые ребята. А самое главное - дружные!

2ый: Вы нашу страну спасли от акулы. Большое вам спасибо!

(Все поют песню «Настоящий друг»)

8. Итог

Капитан: По местам! Готовимся к отплытию домой! (дети занимают свои места)

Куклы (дети): Просят закрыть всех глаза на корабле. Произносят слова - заклинания, чтобы корабль «Дружба» оказался быстро дома.

Штурман: Вот мы и дома!

Капитан: Пассажирам покинуть борт корабля!

(пассажиры сходят и говорят слова благодарности)

Капитан благодарит команду за отличную службу.

Публикации по теме