Тотал вар атилла как открыть все фракции. Total War: Attila - наглядное пособие для начинающих варваров

Мод «Forgotten Realms» для «Total War: Attila» добавляет в Гранд-кампанию множество новых («забытых», если исходить из названия) королевств, государств или просто племен. Большинство из них становятся доступными для выбора игрока. Для всех прописаны условия победы, проработаны линейки юнитов, то есть создана вся необходимая для полноценной кампании атрибутика.

Если просто перечислить особенности модификации, то они следующие:

  • Добавлено 28 фракций
  • Добавлены условия победы
  • Генеральские модели для всех фракций
  • Все фракции снабжены индивидуальными особенностями
  • Для всех прописаны линейки юнитов
  • Добавлены миссии и задания
  • Все кочевые племена могут осесть
  • Вообще кочевье подверглось перестройке

Как видите, список выглядит вполне серьезно и основательно. В нем есть всё, что нужно для хорошего мода. «Хорошая жена, хороший дом. Что нужно еще человеку, чтобы встретить старость?» — заявил персонаж одного популярного фильма. Кстати, помните, какого именно? Так вот, к этим словам мы можем добавить: новые фракции, новые юниты в моде для «Total War: Attila».

«Forgotten Realms», то есть «Забытые Королевства». Какие же фракции, по мнению авторов мода, забыли разработчики игры? О, их достаточно много. И даже запихнув в игру 28 штук, зацепить удастся не всех. Что поделаешь, такая эпоха – государства возникали и рассыпались в считанные годы.

Изначально в «Total War: Attila» в группе Кочевников играбельными были две орды Гуннов. В моде к ним добавлены:

  • Будины
  • Сабиры
  • Мадьяры
  • Роксоланы

Честно говоря, я даже не про всех из них слышал. Кто такие Будины и Сабиры – без интерента и «не вспомню». Примерно та же история с восточными империями. Ранее в этом разделе были лишь Сассаниды. В моде к ним добавлены:

  • Антропатена
  • Афригиды
  • Макран
  • Армения

Не пугайтесь. Всех перечислять не будем. Очень уж их много. Но примерный состав сборной мода «Forgotten Realms» указать хотелось. Дальше будем более кратки. Славянское братство пополнилось тремя западно-славянскими племенами с территории нынешних Польши и Германии. Видимо, это так называемые полабские славяне.

Уплотнились ряды северных народов. За счет всяких ютов-англов-саксов. Но центр всё равно на востоке. В моде появился раздел «восточные государства», и в него засунули аж шесть небольших, чаще однопровинчатых фракций.

За одну из них, Абазгию (на территории современной Абхазии) я и потестировал мод.

Абхазия – типичный однопровинчатый восточный минор. На старте один регион и одна неполноценная армия. Нет даже агентов. Зато доход вполне приличный. А если заключить торговые соглашения с окрестными фракциями, коих много, то становится вообще хорошо.

Бросаться нанимать армию пока не нужно. Абхазия расположена весьма выгодно. С юга однопровинчатые закавказские народы. Они не только не представляют угрозы, но напротив вовсю рвутся к заключению договоров о ненападении. Милостиво дарим им эти договора и расширяемся на север и восток. В этих направлениях находятся пустоши. Так что звенеть при их освоении придется не сталью, а золотом. За пару лет я их спокойно колонизовал и начал развивать.

Строим казармы в столице. Но дело это хлопотное и медленное. Нанимать изначально можно только самых паршивых нищебродов вроде кавказских копейщиков. Да и те формируются по два хода. Так что данные изначально отряды надо беречь. Они действительно неплохи.

Упор в войсках Абхазии идет на конных лучников и легкую пехоту. Конные лучники (со старта, кажется, целых три отряда) при правильном использовании представляют собой ценное приобретение. Действие на флангах, захождение в тыл, отвлечение на себя ударной конницы противника – в общем, вариантов их применения масса. Надо беречь.

Состав мадьярского же войска весьма удивил. Я ожидал от орды наличия больших масс конницы, но ничего подобного. Конница у них есть, но всего три отряда. И ни одного отряда конных стрелков. Пехота же представлена в основном копейщиками, которых в ближнем бою мои боспорцы вырубали как д’Артаньян гвардейцев кардинала.

Чуть позже, то есть году к 400-ому мы уже могли производить свою собственную пехоту в товарных количествах. Всё это, правда, легкие пехотинцы. Но по крайней мере, среди них есть бойцы с топорами и мечами. А это разнообразие уже можно применять против врага, нацеливая ударную пехоту на их копейщиков.

Дальше наступление ведется в направлении Крыма. Ибо, как заявили мои абхазы, Крым наш. Херсонес – весьма крупный город, обнесенный стенами. Если там засядет стек противника придется нелегко. Мне, собственно, и пришлось. При штурме использованы два стека сухопутных войск и один почти полный флот. Да-да, не удивляйтесь, мои абхазы – знатные мореходы. Правда, на этот моменту них всего два типа судов – пращники да мечники. Комбинированный удар решает многое. Херсонес пал.

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Total War: Attila - продолжение популярной серии стратегий от компании Creative Assembly и одна из лучших игр первой половины 2015 года. В своей рецензии мы поставили ей 8 баллов из 10. В этом материале мы собрали самые популярные вопросы об игре и ответили на них.

Как играть

Цель игры за варваров проста и глобальна: пройтись по всем землям мира, грабя, опустошая и выжигая все на корню. Если же вы выберете более цивилизованное государство, вам предстоит отбиваться от кочевников, после чего перейти в контрнаступление.

Что нового

Если в предыдущих играх вы сначала отстраивали свою империю, то в Attila во многих случаях вы начинаете игру уже развитыми цивилизациями. Массивным королевствам в Attila придется защитить собственные земли, варварам - грабить соседей, а кочевникам-гуннам - пройтись по всей Европе, словно рой саранчи.

Угроза вашему правлению может появиться и внутри страны. В кампании вас будут представлять члены вашей правящей семьи, чья лояльность покупается назначениями на посты и браками. В правлении важен баланс: держа все под своей пятой и расправляясь с оппонентами, вы приближаете тиранию, а используя пряник, лишь убеждаете сторонников в своей слабости.

Наиболее заметное нововведение Attila - орды. Механика орды позволяет игроку создавать мобильные поселения. Когда орда в движении, она ничем не отличается от традиционной армии. Однако в любой момет эта армия может осесть и начать тренировать войска и изучать новые технологии. Больше половины фракций игры, включая устрашающих гуннов, может превратиться в орды.

Где купить и скачать

Купить игру можно в Steam.

Когда выйдет пиратка

Gmbox не поддерживает пиратство.

Как играть по сети

Игра по сети доступна в лицензионной версии игры.

Как и в Rome 2, в мультиплеере игры доступны как отдельные битвы, так и режим кампании, проходящий на той же карте, что и в однопользовательском режиме. Также в мультиплеере можно поучаствовать в девяти исторических битвах.

Total War: Attila вылетает, что делать?

Если каждый раз при старте игры она застревает на экране загрузки и временами возвращает вас на рабочий стол, обновите драйвера видеокарты.

Если у вас появляется ошибка 53, отключите фаервол антивируса и запустите игру. Эта ошибка возникает из-за того, что программа не дает обмениваться информацией с игровым сервером.

Если игра вообще не запускается, проверьте в Steam целостность игровых файлов.

Когда выйдет патч

Для Total War: Attila вышло уже два патча: один - 4 февраля, а другой - 25 февраля. Если первый патч содержит в основном улучшения производительности, исправления геймплея и заплатки, лечащие постоянные вылеты из игры, то второй добавляет в игру новый контент, исправляет баланс, улучшает интерфейс и оптимизирует игру. Когда выйдет очередной патч, пока неизвестно, однако, скорее всего, его выпустят вместе с новым DLC.

Где лежат сохранения

Примерный путь: C:\Users\*имя пользователя*\AppData\Roaming\The Creative Assembly\Attila\save_games

Что строить

Разные фракции отличаются друг от друга стартовыми условиями и геймплеем в целом, так что универсального пути развития нет. Экономика римлян, например, в плохом состоянии на старте, поэтому, играя за них и получив передышку между набегами варваров, стоит задуматься о постройке торговых зданий. Не имеющим возможности осесть гуннам лучше разделиться на орды и развивать их по отдельности.

Всем фракциям, правда, стоит задуматься о постройке зданий, улучшающих санитарию в регионах - это поможет предотвратить эпидемию чумы.

Как перенести или сменить столицу

Никак. Даже после миграции вашей столицей будет первое занятое вами поселение.

Как победить гуннов

После нескольких побед над Аттилой вы получите сообщение, в котором говорится, что следующее поражение Аттилы станет его последним. После очередной победы над ним появится другое сообщение, подтверждающее его смерть. Такая потеря снизит способность гуннов плодить армии и позволит вам победить кочевников.

Как открыть все фракции

В основной игре доступны только 10 фракций. Остальные девять открываются посредством приобретения трех наборов DLC (Culture Pack): Viking Forefathers, Longbeards и Celts.

Как назначить губернатора

На место губернатора назначить можно только членов вашей фракции мужского пола. Перейдите на вкладку «Семья» в окошке фракции, выберите необходимого персонажа и перенесите его на должность из панели-списка справа.

Как поменять религию

Смена возможна, если 35% вашего населения являются представителями необходимой вам религии. После этого откройте окошко «Фракции», перейдите на вкладку «Сводка» и нажмите на кнопку «Обратить» напротив определенной религии. Ускорить этот процесс поможет разрушение храмов вашей текущей религии, например, христианских соборов в Западной Римской Империи.

Зачем нужны баррикады

Баррикады используются при осаде для защиты ваших городов. Они, правда, ставятся только в заранее определенных местах и не отличаются особой прочностью.

Где смотреть политические события

Политические события после их первого появления можно повторно открыть, нажав на них в правом верхнем углу.

Где взять древесину

Выменяйте древесину у фракции, обладающей запасами, или захватите город, вблизи которого она есть. Затем постройте здание, необходимое для ее выработки.


Любой поклонник Total War знает, что почти в каждой игре серии все доступные на выбор фракции значительно отличаются друг от друга: у королевств и империй есть свои уникальные юниты и особые бонусы, которые помогают им на глобальной карте. Сложность игры за любое государство определяется его изначальным географическим положением, странами-соседями и количеством подконтрольных провинций. В этом материале мы расскажем о главных фракциях Total War: Attila (DLC-державы в данное руководство не включены), об их сильных и слабых сторонах и дадим пару советов, как добиться успеха за каждую нацию.

Предки англичан начинают игру на севере современной Германии. Путей для экспансии у них как минимум три. Можно, например, попытаться объединить под своим началом ближайшие племена германцев, однако тогда будет сложнее вести дипломатию с остальными варварскими королевствами, которые сразу возмутятся тем фактом, что саксы убивают братьев по крови. Как альтернатива - заключить союзы с наиболее доброжелательными соседями и отправиться искать славу на юг, в Западную Римскую империю. Под давлением многочисленных дикарей римляне вряд ли окажут серьезное сопротивление. Но следует учитывать, что земли Центральной Германии не отличаются особым плодородием, поэтому, как только стукнут суровые холода, молодому королевству саксов с его новыми территориями придется нелегко.

Лучший способ начать кампанию за саксов - повторить их исторический путь и отплыть в Британию. Богатые провинции туманного Альбиона - идеальная база для будущих завоеваний. Британские острова отрезаны от Европы океаном, благодаря чему большую часть времени саксы будут в абсолютной безопасности: даже кровожадные гунны вряд ли забредут так далеко. У игрока появятся время и ресурсы, чтобы развиться, а затем вторгнуться обратно на континент. А уже там можно или продолжить расширение империи, или устроить массовое уничтожение чужих городов (саксы получают дополнительные деньги за здания, разрушенные во время осады поселения - это их уникальная особенность). Захватывать Британию нужно быстро, так как желающих отхватить кусок сладкого пирога - невероятное множество: первыми ценные острова наверняка попытаются завоевать скандинавы и местные кельты. К счастью для саксов, они могут похвастаться одной из мощнейших армий среди северян. Их сила - в тяжелых бронированных мечниках, в отрядах шоковой пехоты, вооруженных двуручными секирами, и в пикинерах, способных остановить натиск любой вражеской кавалерии. К тому же саксы нанимают довольно неплохих метателей дротиков, которые мало в чем уступают аналогичным римским юнитам.

Кампания за франков во многом повторяет игру за саксов: им тоже не следует портить отношения с варварами-соседями, и поэтому игроку будет лучше начать войну не с братьями-германцами, а с ослабевшим Римом. Кроме того, от земель современных Нидерландов, где поселились франки, рукой подать до плодородной Британии, что определенно дает им фору в завоевании островов. Также франкам стоит на первых ходах пробить путь вглубь Западной Европы, скажем, дальше на юг, в теплую Испанию, которая вполне может послужить ядром будущей сверхдержавы.

В сражениях франки выделяются на фоне других варваров своей уникальной особенностью: чем больше потерь несут их отряды, тем лучше они сражаются. Это подталкивает игрока к более рискованному и агрессивному стилю игры. Но даже без подобного бонуса войска франков все равно представляют собой грозную силу. Так, им доступна первоклассная пехота, которая использует топоры вместо мечей и более эффективно справляется с пешими юнитами противника. Особой похвалы также заслуживает тяжелая конница франков - «сакра франциска». Эти предшественники средневековых рыцарей, одетые в блестящие кольчуги, - одни из лучших всадников в игре.

Остготы, как и остальные кочующие по Европе племена, в начале игры не владеют городами и провинциями. Их орда вынуждена убегать от жестоких гуннов и искать новые земли для своего королевства. В кампании остготам достался один из лучших фракционных бонусов: они не получают дополнительное недовольство населения, когда оккупируют города римлян. К тому же помимо собственных варваров-бойцов, на захваченных территориях остготы могут нанимать на службу римских юнитов. Восточным готам следует основать королевство на территории Италии: Апеннинский полуостров легко оборонять благодаря Адриатическому морю. В Италии у остготов будет достаточно времени, чтобы создать одну из сильнейших армий в игре: войско восточных готов состоит из опытных германских наездников, римских легионеров, опасных фракийских воинов и самых крутых пикинеров. Один отряд таких воинов, вооруженных длинными копьями, без проблем уничтожает сотни вражеских юнитов, когда его фланги прикрывают мечники и обычные копейщики.

Вестготы

Кампания за западных готов стартует прямо в сердце Византийской империи - в Греции. Вестготы первыми могут попытаться разорить местные мегаполисы ради быстрой наживы: римская армия в данном регионе не представляет большую опасность. После опустошения Греции игроку стоит задуматься о постоянном месте жительства для своих варваров. Новой родиной вестготов может стать Испания, Италия или даже плодородный Египет. По дороге к намеченной цели западным готам следует огнем и мечом превращать остальные племена дикарей в вассалов, чтобы каждый ход получать дополнительное золото от своих подданных.

Хотя армию данной фракции нельзя назвать слабой, ей не сравниться с войском остготов: например, у вестготов нет доступа к топовым пикинерам и римским юнитам. В качестве компенсации им дали неплохих пращеметателей и конных застрельщиков, но эти бойцы играют далеко не самую важную роль в сражениях.

В нынешней версии игры аланы - одна из слабейших наций в Total War: Attila. На глобальной карте за них непросто играть, поскольку для победы нужно удерживать два удаленных друг от друга региона: один - на юге Франции, второй - возле Кавказских гор. Охранять эти территории особенно сложно из-за того, что аланам достались довольно посредственные юниты. Хотя кавалерия этой фракции и получает определенные дополнительные бонусы, аланские наездники во всем проигрывают аналогичным юнитам других варваров, что с точки зрения истории совершенно не соответствует действительности. Так, конные лучники аланов не обладают критически важным умением «парфянский выстрел»: они не могут стрелять на скаку в преследующих их всадников противника. В целом, с кампанией за последних потомков сарматов лучше повременить до выхода следующих патчей, где, будем верить, уделят больше внимания балансу юнитов.

Вандалы начинают игру на территории современной Польши: оттуда им будет лучше всего отправиться в военный поход через Италию с целью колонизировать север Африки или такие острова Средиземноморья, как Крит и Родос. Сила вандалов - в их великолепном флоте: они могут строить лучшие корабли в Total War: Attila. Именно поэтому их королевство обязательно должно иметь выход к морю, чтобы могучие суда защищали государство от многочисленных армий вторжения.

На суше юниты вандалов тоже заслуживают уважения. Их полуголые берсеркеры всегда сражаются до последнего и по боевым качествам могут затмить похожих скандинавских юнитов, а элитные наездники во многом превосходят даже всадников гуннов.

На глобальной карте подконтрольные компьютеру гунны - наиболее могущественная и опасная фракция в игре. Причина этого в том, что когда кровожадных кочевников возглавляет Аттила, искусственный интеллект активно читерит: гунны не платят деньги за содержание юнитов и массово нанимают в свои армии сильнейших бойцов. Но если за гуннов играет человек - ситуация меняется кардинальным образом.

Лишенные читерских бонусов кочевники Аттилы - не такое уж и грозное племя. В отличие от других мигрирующих по Европе народов, они не могут основать собственное государство на захваченных землях. С этим фактом связан целый ряд проблем. К примеру, армии гуннов, которые также играют роль мобильных поселений, уязвимы перед вражескими агентами: действия горстки шпионов противника могут привести к тому, что грозное племя гуннов никогда не сдвинется с места. Помимо этого, орда степных воителей растет чрезвычайно медленными темпами, и на ее обеспечение уходит немало денег. Почти всегда войско гуннов будет уступать в размерах армиям небольших варварских королевств. Это нужно учитывать, когда объявляешь войну: если нажить слишком много врагов, то гунны быстро окажутся в меньшинстве, и в итоге игрока по всей карте будут преследовать десятки вражеских армий.

Исторически эти азиатские кочевники славились своей конницей, но в игре их кавалерия оставляет желать лучшего: почти все всадники гуннов обладают небольшим количеством жизней и совсем уж легкой броней, из-за чего они проигрывают в бою даже самым дешевым германским наездникам. Зато, как ни странно, гунны могут похвастаться лучшей пехотой в игре. Поэтому чтобы победить, армия игрока должна состоять преимущественно из пеших воинов.

Западная Римская империя

Кампания за Западную Римскую империю - это настоящее испытание, где игрок отчаянно пытается сохранить в целостности свою гигантскую страну, разрываемую на части племенами варваров. Главное - смириться с тем фактом, что, вряд ли получится удержать все провинции, которые ЗРИ контролирует в начале игры. Британия, вероятно, будет потеряна первой, а затем последует Испания, где недовольство населения быстро приведет к восстаниям по всему региону.

Лучшее, что игрок может сделать, чтобы отбить вторжение варваров, - поссорить их между собой. На первых ходах следует использовать часть своих денег и попытаться вовлечь разные фракции в войну друг с другом. Это ослабит внешнюю угрозу и даст больше времени на подготовку обороны.

За Западную Римскую империю тяжело играть в первую очередь из-за слабой армии. ЗРИ доступны невероятно мощные арбалетчики, но в плане тяжелой пехоты и конницы она значительно отстает от варварских народов.

Восточная Римская империя

Византийская империя просуществовала почти на тысячу лет дольше, чем ее западная сестра, и играя в Total War: Attila понимаешь, почему. Без сомнений, армия Восточной Римской империи - сильнейшая в игре: византийцы могут разбить кого угодно благодаря отличной коннице (кавалерия «тагмата» считается лучшей в Attila), дешевым, но при этом очень эффективным лучникам и лучшей пехоте цивилизованного мира. Ко всему прочему, Византия доминирует на море, так как использует боевые корабли с «греческим огнем» - воспламеняемой жидкостью, которая за секунды сжигает судна противника.

На глобальной карте дела Восточной Римской империи идут лучше, чем у Западной, но все равно следует быть готовым к тому факту, что по ходу игры Византия наживет себе немало врагов. На первых ходах следует разорвать военный союз со второй Римской империей, чтобы не оказаться втянутым в войны с многочисленными варварами Европы. Дикари, к слову, сразу оценят такой дипломатический жест и начнут благосклоннее относиться к восточному императору: возможно даже получится заключить перемирие с гуннами. Чем меньше конфликтов в Европе, тем больше можно уделять внимания ситуации на востоке, где находится государство Сасанидов - эта иранская держава, и ее страны-вассалы рано или поздно объявят войну Византии.

Уникальный бонус Восточной Римской империи заключается в том, что держава каждый ход получает 5% к золоту от той суммы, которая хранится в казне. То есть, например, сорок тысяч золотых будут приносить в конце каждого сезона дополнительные две тысячи монет, и это помимо других источников дохода. Поэтому есть смысл копить крупные суммы денег ради более значительных процентов.

Государство Сасанидов

Экономическую мощь Византии может превзойти только соседняя империя Сасанидов. Древний Иран получает удвоенную дань от стран-вассалов, что позволяет ему без лишних хлопот развивать инфраструктуру и создавать крупные армии. Стабильность державы также обеспечивает повышенная санитария в городах: шанс того, что в персидских поселениях вспыхнет чума, очень низкий.

В целом, Государство Сасанидов - отличная фракция для новичков. За иранцев очень легко играть, поскольку их страна, окруженная со всех сторон преимущественно верными подданными, находится в безопасном регионе, где единственную потенциальную угрозу представляет разве что Восточная Римская империя. Те же гунны редко путешествуют так далеко на юго-восток карты. У Сасанидов более чем достаточно времени, чтобы накопить силы и отправиться завоевывать запад, используя боевых слонов и тяжелую конницу.

Total War: Attila - сложная стратегия, особенно при игре за определенные фракции. Чтобы успешно завершить кампанию, нужно не только разбираться в тонкостях игровой механики, но и уметь использовать сильные и слабые стороны каждой нации себе на благо. Без необходимых знаний игрок, скорее всего, легко проиграет, а его государство так и не оставит после себя какой-либо след в истории.

Вот они скачут, Всадники Апокалипсиса. Четверо? Бросьте. Их сотни тысяч, и они плодятся быстрее, чем ваши рабы успевают прибрать после хозяйской оргии. Пока вы допиваете первый утренний кубок вина, еще десяток Всадников Апокалипсиса прыгают в седло и предвкушают, как ворвутся на вашу виллу, перережут слуг, четвертуют вас живьем и спалят весь дом во славу Неба. Потому что крыша, которую нельзя свернуть и положить в телегу, — это крыша гробницы, а гробницу населяют исключительно покойники.

Примерно такие зловещие предсказания, вероятно, выслушивала нежащаяся в роскоши имперская римская знать на исходе IV века нашей смутной эры. Именно в то время и начинается .

Воздух наполнился дымом и кровью

Total War: Attila не стал «именной» частью серии, как , где кампании базировались от и до на приключениях хитрого корсиканца. Attila вдохновлен другой страницей истории серии Total War — дополнением Barbarian Invasion , и даже посвящен той же эпохе, предвещавшей один из самых черных кошмаров цивилизованного мира. Только тут эту эпоху показали во всем ее тленном великолепии. И со всей скромностью изобразительных средств.

Маленькая кучка слева — это лагерь гуннов. Кроме производственных функций полезен тем, что отряды в нем не страдают от капризов погоды. Даже от морозов!

Но самое заметное отличие от Rome 2 — художественное. Оно бросается в глаза прямо с заставки в главном меню: на фоне красного зарева от далекого пламени скачут бесконечные орды, играет воинственная монгольская музыка. Демонизация во плоти, хотя гунны, виновники Великого переселения народов, вовсе не из оккультных соображений погрузили Европу во мрак «темных веков». Только кому какая разница, когда мир рушится?

Каждую из играбельных фракций снабдили заунывной вводной, где игроку напоминают: товарищ, близится час расплаты за привольные деньки. Или наоборот — сожжем Вечный город, вытопчем посевы! На карте кампании цвета поблекли, преобладают красный и черный, повсюду пылает огонь как символ безрассудной сокрушительной силы. Огонь красочно пожирает земли, которые вы предпочли разорить окончательно. Границы зоны агрессии вокруг армии обозначены пляшущими языками пламени.

В бою же пожарам — раздолье. Лучники с огненными стрелами сжигают не только врагов, попавших под обстрел, не только дома и сараи — даже деревья в лесу, где прячутся застрельщики, вспыхнут от пролетающих сквозь листву стрел.

Глаз не нарадуется! В динамике пожар впечатляет еще сильнее. И весьма полезен, кстати, если вы не хотите оставлять в тылу потенциальных врагов.

При этом желаемый настрой обеспечивается все-таки не с тем успехом, на который надеялись разработчики. Отчасти — из-за осторожности художников, не решившихся пойти против реальности и, например, добавить небесам багровых тонов. Отчасти — потому что игра сложнее обычного, но только благодаря вовсе не тем свойствам Total War: Attila , что рекламировались в первую очередь.

Имя мне — Орда

На первых ролях в действе новой Total War — конечно же, загнивающая Западная Римская империя и ее враги, племя гуннов, пришедшее из Монголии. Византия успеет законсервироваться и падет лишь в XV веке, всякие франки, саксы, готы — лишь подтанцовка для народа Аттилы, а восточная империя Сасанидов проворонила все веселье и ушла на съедение будущему Арабскому халифату.

А потому Рим и гунны играются совсем не так, как раньше.

В 395 году Вечный город владел почти всей Европой, исключая Скандинавию, Северную Германию и территорию будущей Шотландии и Ирландии. Но величие Рима хрупко: немытые дикари со всех сторон пробуют границы на зуб, а кое-кто подгрызает империю изнутри. Армия Рима невелика, доходы ничтожны, а популярность Сената и самого кесаря в регионах падает. Элита расколота, контроль уплывает из рук... короче, игра за Рим превратится в мучительную борьбу с правилами истории. Только успевай отбиваться от варваров, отступать в глубь владений и судорожно пересчитывать динарии, с содроганием предвидя расходы на провиант.



Условные обозначения теперь еще нагляднее, но отделить в толчее пехоту от копейщиков бывает непросто.

Фракция гуннов сложна не столько в управлении, сколько в понимании. Степные кочевники — это действительно кочевники, городов они не имеют, а захватить не могут. Потому что орда! На самом деле этот трюк уже применяли в Barbarian Invasion , а в Attila просто слегка видоизменили.

Каждая армия гуннов (как и других кочевников) служит передвижным городом, где собираются юрты различного назначения и тренируются гуннские полчища. Чтобы «стояночные» функции заработали, орду придется ставить лагерем. Для этого следует придерживать четверть очков движения армии: то есть продвинуться на три четверти маршрута — и разбивать палатки.

При этом всплывает масса мелочей, которые могли не попасть в поле зрения. Так, несколько орд нельзя одновременно держать в одной области: они ссорятся и получают мощные штрафы к и без того скудным доходам, да и жрут сверх всякой меры. Лучше держать орды поодаль и сводить их в конный кулак лишь для массовых битв.

Что касается доходов, то стандартная прибыль от строений всегда выше, если орда стоит лагерем. Многие доходы ей недоступны: от торговли, к примеру. Рекомендуемый игрой метод заработка — наезды на всякую мелочь с требованием дани — работает скверно: дань смешная, еле хватает на проезд, а данники норовят заключить союз с вашими врагами и начать войну сызнова. На повторное их урезонивание уходят ценные ходы, ресурсы и люди.

Ближний бой всегда превращается в свалку. Особенно это опасно для конницы, которую разберут на субпродукты в два счета, стоит лишь ей остановиться.

Военная доктрина гуннов же — сплошной конный фетишизм. Конные лучники, конные мечники: к чему тормозная пехота, когда есть маневренная кавалерия? Оттого битвы от лица гуннов требовательны к мелкой моторике. Побежать, дать пару залпов, убежать; налететь, звеня клинками, и ускакать, роняя навоз. Даже маленькие селения становятся для малых гуннских сил кладбищем, потому что развернуться негде, а у врага есть множество возможностей устроить свалку и сковать действия конницы. Про осады скорбно умолчим: в воротах нашла свою глупую смерть не одна рота кавалерии.

Игра за гуннов, пожалуй, такая же напряженная, как и за Римскую империю, но гораздо мобильнее, гибче и многовариантнее. Хочешь — мчись на Кавказ, бодаться с Сасанидами, хочешь — грызи византийских купцов, хочешь — хулигань в галльских лесах. Везде гуннам будет одинаково тяжело, а нам — одинаково интересно.

Кто старое помянет

Кое-что в Total War: Attila вернули по настоятельному совету публики (поклонники попросту сбили оценку на «Метакритике»). Например, генеалогическое древо. Теперь возни со внутренней политикой стало больше, а продвижение нужных людей и травля ненужных сделались рутиной.

Подобные дилеммы встанут перед вами, если вам придется по вкусу путь интриг и карьеризм. Набор действий небогат, но последствия для элиты велики.

В новом виде вернулись болезни и эпидемии: теперь они не сваливаются на вас «по воле богов», а служат прямым и логичным следствием скверной санитарии и высокого загрязнения. Например, хорошие мастерские и населенные городские центры порождают все больше мусора и нечистот, и для их нейтрализации пригодятся колодцы, а также канавы и прочие примитивные средства отвода нечистот. Одной головной болью стало больше.

Профессиональный рост полководцев теперь выражен полноценным деревом навыков (армии получили в распоряжение такую же радость). В числе перков как штатные повышения рвения, авторитета и хитрости, так и процентные прибавки к каким угодно параметрам, будь то содержание конных отрядов или скорость передвижения по карте кампании. Правда, распределены эти бонусы по древу бестолково, и некоторые лишние перки придется брать, чтобы добраться до более полезных вещей.

Генеалогическое древо — скорее возврат старого долга, чем щедрый подарок. Кому внебрачных детей?

А вот насчет обещанных жестоких уличных боев с баррикадами и толкотней на площадях не срослось. То есть формально в игре баррикады есть, их разрешают строить, но не столько, чтобы скорректировать курс вражьих войск. И улиц, пожалуй, многовато, чтобы делать из них хитрый лабиринт.

Но все-таки правила осады немного изменились: блокада города потеряла смысл, поскольку длится десять, а то и все двадцать ходов. Подмога проест вам всю плешь, пока горожане наконец не сдадутся, да и воинские ряды заметно поредеют.

Публикации по теме

  • Побег из тюрьмы майнкрафт Побег из тюрьмы майнкрафт

    Серия карта на прохождение «Побег из тюрьмы Майнкрафт», состоящая из 6-ти частей. Есть свой собственный сюжет, по которому героя обвиняют в...

  • Характеристика основных видов игры Характеристика основных видов игры

    Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,...